Машеньку считали некрасивой. Не то, что младшая сестра, которую мать всегда ставила в пример: и краше, и умнее, и рисует лучше. И наверняка замуж выйдет удачнее, чем старшая Мария.
— Уж не знаю, посватается ли кто к Марии нашей, — сказала однажды мать вслух, размышляя о будущем дочерей.
Посватается! Обязательно посватается, потому что будет очень любить Марию. Но вот согласится ли мать на этот брак?
Тень своей сестры
Мария родилась в 1793 году и была дочерью тульского губернского предводителя дворянства Андрея Протасова. С раннего детства девочка чувствовала себя в семье одинокой и как будто «не нужной». Ее постоянно сравнивали с младшей сестрой Александрой, которая во многом была успешнее.
Когда сестры немного подросли, мать — Екатерина Афанасьевна — озаботилась их образованием. В то время дети получали домашнее образование, нужно было нанимать учителей. Но Екатерина Афанасьевна решила, что педагоги ее девочкам не нужны, и поручила своему младшему брату заняться их образованием.
Братом Екатерины Афанасьевны был Василий Жуковский, у них был один отец, и разные матери. Но несмотря на то, что они были родные только по отцу, отношения у них сложились очень теплые.
Жуковский согласился. Составил программу обучения для племянниц, начал с ними заниматься, и нужно отдать ему должное: как учитель Жуковский был прекрасен, Мария и Александра были образованы на порядок лучше, чем другие дети.
Милая племянница
Из двух сестер Жуковский больше выделял Марию. Он видел, что мать, всегда присутствовавшая на занятиях, часто хвалила младшую Александру и ставила ее в пример. А Марию только ругала, акцентируя внимание на ее ошибках.
Жуковскому было искренне жаль Марию, и он поначалу старался просто быть с ней ласковее и добрее. Но с годами, его родственные чувства стали превращаться в романтические.
Юная Мария занимала все мысли Жуковского. На тот момент ей было 13-14 лет, а Жуковскому 23-24 года. И чем старше становилась Мария, тем яснее понимал Жуковский, что чувства к ней у него навсегда, и никакую другую барышню в качестве спутницы жизни он не представляет себе.
Решился посвататься
Когда Марии было 15 лет, Василий Жуковский решился, наконец, признаться в своих чувствах. Он пришел к своей сестре Екатерине Афанасьевне, все ей рассказал и попросил руки Марии.
— Как ни стыдно! Я запрещаю тебе приближаться к Марии! Жениться он надумал! Моего согласия ты никогда не получишь! — Екатерина Афанасьевна кричала так, что ее слышал весь дом.
— Я понимаю, что Мария еще слишком молода, я готов подождать, когда …- начал Жуковский.
— Да не в этом дело! — тут же перебила его сестра.
Близкое родство было главной причиной отказа. Священный Синод такие браки не одобрял, для набожной Екатерины Афанасьевны сама мысль об этом была недопустима.
Спустя 3 года, когда Марии было 18 лет Жуковский лично объяснился с ней, и в ответ услышал, что и она в него влюблена, но против матери пойти не может — она была такой же религиозной, как и Екатерина Афанасьевна.
Жуковский боролся за свое счастье, как мог. Он еще несколько раз просил руки Марии, но всегда получал отказ. Он просил друзей и знакомых уговорить Екатерину Афанасьевну дать свое согласие — их попытки тоже были тщетными. Единственное, что они могли сделать — это только посочувствовать влюбленным.
Жуковский даже рассматривал вариант увезти Марию и тайно с ней обвенчаться, но возлюбленная отказалась от этого.
Проиграл борьбу за счастье
Несмотря на то, что Екатерина Афанасьевна препятствовала общению Жуковского и Марии, она тайно переписывались. Причем это были письма в формате дневников. Василий Андреевич не терял надежды, что когда-нибудь он непременно женится на Марии.
Но увы… В 1816 году 23-летняя Мария вышла замуж за врача, руководителя кафедры хирургии Дерптского университета Ивана Мойера. Решение связать судьбу именно с ним, а не с Жуковским, далось Марии очень тяжело…
На свадьбе глаза ее были печальные, как и у Василия Жуковского. После замужества общение Марии и Василия Андреевича хоть и стало редким, но не прекратилось. Поэт больше не говорил о своей любви, между ними остались только теплые родственные отношения.
По словам современников, брак Марии был вполне счастливым, супруг ее очень любил, у них были общие интересы, Мария под руководством мужа начала изучать медицину.
В начале 1823 года Василий Жуковский приехал в Дерпт, где жила Мария. Он несколько недель гостил у супругов Мойер, к тому моменту Мария была беременна вторым ребенком и скоро должна была родить.
Это была последняя встреча Жуковского и Марии. Спустя 10 дней во время родов ее не стало. Василий Андреевич, узнав об этом, сразу помчался обратно в Дерпт, чтобы проститься с любимой, но не успел на ее похороны. Ей было 30 лет.
Жуковский был так потрясен случившимся, что на какое-то время даже оставил литературную деятельность. Со временем он пришел в себя, был назначен воспитателем цесаревича Александра Николаевича — будущего императора Александра II. Жизнь продолжалась.
Спустя 18 лет 58-летний Василий Жуковский женился на 19-летней немке Елизавете Рейтерн, которая родила ему двоих детей (сына и дочь). С ней Жуковский прожил 11 лет до самого своего последнего дня.