В статусе «воспитанницы»

Мария рыдала в ногах у отца.

— Папенька, но ведь я не люблю его. Он же… он грубиян!

— Мать твоя за меня тоже без любви выходила. А потом полюбила. Замужество твое — дело решенное. Все, ступай, видишь сколько бумаг у меня, до вечера не управлюсь, — сказал отец, выпроваживая Марию из своего кабинета.

Склонив голову, она пошла в свою комнату, где проплакала всю ночь…

Замуж за вдовца

Мария была дочерью статского советника, калужского губернского прокурора князя Семена Сергеевича Львова. Отец хотел дать дочери все самое лучшее: нанимал ей учителей, с юных лет вывозил в свет на балы, где Мария всегда была в центре внимания — уж очень она была хороша собой и прекрасно танцевала.

Когда Марии было 23 года (по другим данным, 20 лет), на нее обратил внимание 32-летний Петр Алексеевич Бахметьев (Бахметев). К тому моменту он был вдовцом и имел сына.

Петр Алексеевич имел дурную репутацию: слыл грубым человеком, который даже с барышнями обращался так, как будто перед ним провинившийся солдат. Когда он стал ухаживать за Марией, конечно, до нее дошла информация о том, какой нрав у ее воздыхателя.

Ее это насторожило. Поэтому, когда он попросил ее руки у Семена Сергеевича, Мария умоляла отца не отдавать ее замуж за Бахметьева. Чувств к нему не было, да и характер у него слишком тяжелый.

Но отец сказал, что это уже дело решенное, и в 1788 году Мария вышла замуж за Петра Алексеевича Бахметьева.

Женский караул

Мария переехала к мужу, и почти сразу поняла, что она здесь долго не сможет. Уже на следующий день вечером за ужином Бахметьев бил посуду и швырял в крепостного повара пироги, которые ему не понравились.

Нрав мужа раскрылся во всей красе. Оказалось, Бахметьев был не только жесткий крепостник, но еще и скандалист, игрок, любитель женщин. Он был очень груб не только в обращении со своими крепостными, но и с Марией.

Терпеть такое отношение к себе она не могла. Как только Мария родила ребенка, она заявила мужу, что больше с ним находиться не может и уходит. Вместе с Петром Алексеевичем Мария прожила всего 1 год (по другим данным 3 года).

«…Человек старого закала, предерзкий и пренеобтесанный… Нескромен в обхождении, да и в разговоре тоже слишком свободен; одним словом, старый любезник… Хорош был старик, нечего сказать! Мудрено ли, что после этого от него жена бежала…»,. — пишет о Бахметьеве мемуаристка Елизавета Янькова.

Под защитой

Петр Алексеевич удерживать Марию не стал. Но героиня наша в родительский дом не вернулась. Во-первых, отец дал ей понять, что не одобряет ее поступка и хочет, чтобы она вернулась к мужу. А во-вторых, у Марии появился влиятельный поклонник.

Этим поклонником оказался граф Алексей Григорьевич Орлов-Чесменский — один из организаторов дворцового переворота 1762 года, когда был свергнут император Петр III, и российский престол заняла его супруга — Екатерина II.

Стоит ли говорить, каким было его могущество и влияние с восшествием на престол Екатерины Великой. Поэтому, когда он стал оказывать Марии знаки внимания, она сначала смутилась и испугалась. Но после расставания с мужем ей некуда было идти, ведь отец ясно дал ей понять, что в своем доме ее не ждет.

Старшая сестра Марии была замужем за другом Орлова-Чесменского. Собственно, так они и познакомились. Граф был старше Марии на 28 лет. И узнав, что она покинула мужа, предложил уйти к нему «под защиту».

— Можете быть уверены: рядом со мной у вас не будет никаких проблем, — говорил Алексей Григорьевич Марии.

— Я буду у вас жить в качестве …, — Мария пыталась подобрать подходящее слово.

— Воспитанницы. Вы переедете ко мне как воспитанница, а я стану вашим вторым отцом, — сказал Алексей Григорьевич.

Из воспитанницы в фаворитки

Но в статусе воспитанницы Мария была недолго. Вскоре их отношения переросли в любовные, и Мария стала фавориткой графа Орлова-Чесменского, который был уже давно женат и имел двоих взрослых детей.

Героиня наша действительно была «под защитой», любые ее проблемы граф решал по щелчку пальца. Но в свете эти отношения осуждались и бурно обсуждались, что негативно сказывалось на репутации всей родни Марии.

Так и жили. Официально Мария была воспитанницей графа и жила под одной крышей с супругой своего покровителя, а по факту была фавориткой. Некоторое время Мария и Орлов-Чесменский жили вдвоем в усадьбе Нескучное. Отношения эти длились более 10 лет.

В 1802 году между Марией и графом Орловым-Чесменским произошла ссора. Только тогда героиня наша покинула его дом. К тому моменту Мария владела несколькими имениями, в том числе и подмосковной усадьбой Михайловское, также у нее был дом в Москве, в котором она и поселилась.

Несмотря на то, что вскоре с Орловым-Чесменским она помирилась, возвращаться к нему уже не стала. Алексей Григорьевич и не настаивал. Тем не менее общение они продолжили, оно было уже дружеским, а не любовным.

Мария дожила до 74 лет. Замуж больше не выходила, хотя поклонники у нее были. В последние годы жизни дела в ее имениях шли плохо, у нее было много долгов, приходилось постоянно что-то закладывать да занимать денег.

КСТАТИ

Про дочь Марии нет никаких сведений. В источниках упоминается только о ее рождении, а в некоторых указано, что у Марии вообще не было детей. Скорее всего, ребенок прожил очень мало, и других детей у нашей героини больше не было.

Оцените статью
В статусе «воспитанницы»
Не сохранила себя для барина