-Прошу, позволь мне не расставаться с Юлией, — слезно молила Анна, стоявшую перед ней Елизавету.
«Сестрица» усмехнулась и деланно улыбнулась.
-Конечно, я не буду вас разлучать. Бери ее с собой, и уезжайте из страны.
Растроганная Анна Леопольдовна с нежностью взглянула на затаившуюся Юлию. Бывшая правительница смирилась с дворцовым переворотом, готова была вычеркнуть из жизни своего возлюбленного саксонского посланника Линара, но не хотела терять свою единственную подругу Юлию Менгден.
Юлия родилась 22 мая 1719 года, она была дочерью барона Магнуса-Густава фон Менгдена. До 1736 года девочка воспитывалась в лифляндском имении отца, а потом была вызвана в Петербург государыней Анной Иоанновной.
Семнадцатилетняя Юлия стала фрейлиной. При дворе ее внимание привлекла племянница императрицы — Анна Леопольдовна. Анна была всего на несколько месяцев старше Юлии. К тому моменту у принцессы был запретный роман с Линаром, и она нуждалась в том, кому сможет поведать свои сердечные тайны.
Девушки подружились и с каждым днем проводили все больше времени вместе. Когда разгневанная императрица узнала о том, что у племянницы непозволительная связь с саксонским посланником, она выслала его из страны, а Юлия утешала расстроенную подругу.
В июле 1739 года Анну Леопольдовну обвенчали с принцем Антоном Ульрихом Брауншвейгским. Брак оказался несчастливым — принцесса так и не смогла полюбить мужа. В августе 1740 она родила сына Ивана, которого императрица сделала наследником. Ну, а дальше события стремительно понеслись лавиной.
В октябре 1740 года скончалась императрица Анна Иоанновна, через пару недель свергли ее фаворита Бирона, назначенного регентом при младенце-императоре. Правительницей стала Анна Леопольдовна. Конечно, она первым делом позаботилась, чтобы в Россию вернулся ее ненаглядный Линар.
Больше никто не смел ей мешать, наслаждаться любовью. Робкий муж помалкивал и делал вид, что ничего не замечает, а деятельная Юлия помогала влюбленным организовывать свидания.
Год при правлении Анны Леопольдовны стал для Юлии сказочным. Правительница щедро осыпала подругу подарками. Наряды, украшения, имение, Юлия получала все, что захочет и даже больше. Фаворитка приобрела государственную власть, и через нее можно было решать различные вопросы, ведь в первую очередь Анна Леопольдовна советовалась с подругой и всегда прислушивалась к ее мнению.
Так как отношения с Линаром скоро перестали быть секретом для всего двора, Анна Леопольдовна поняла, что нужно что-то предпринять, ведь люди могли подумать, что она рожает от фаворита, а, значит, ее отпрыски незаконные.
Пообщавшись с подругой, правительница пришла к гениальному, казалось бы, решению — нужно обвенчать Юлию и Линара, тем самым «накинув платок» на рты недоброжелателей. Юлия была согласна.
В июле 1741 года фаворит и фаворитка правительницы обручились, а в сентябре Линар уехал в Саксонию, чтобы просить позволения, поступить на русскую службу. Его пребывание за границей затянулось, и вернуться в Россию он не успел. В конце ноября 1741 года Анну Леопольдовну свергла Елизавета Петровна.
Новая императрица пообещала свергнутой правительнице, что не станет разлучать ее с подругой, и Юлия присоединилась к брауншвейгскому семейству. Первоначально планировалось, что все они будут выпущены из страны, но потом Елизавета Петровна опомнилась, и началось заточение по крепостям.
В начале 1744 года Юлия вместе с узниками оказалась в Ораниенбурге. Вместе с ними, кстати, была сестра Юлии — Якобина. В конце августа 1744 года к ним прибыл посланник императрицы — барон Николай Корф. Он собирался вывезти семью Анны Леопольдовны в Соловецкий монастырь, а вот забирать Юлию у него приказа не было… Елизавета Петровна решила нарушить свое обещание и разлучить подруг.
У Корфа было доброе сердце, он видя, как свергнутая правительница привязана к подруге, не мог прямо сказать о том, что им придется расстаться.
-Нужно сегодня выезжать, лошадей не хватает, поэтому Юлия присоединится к нам позже, — соврал Корф.
Анна Леопольдовна почувствовала неладное. Она ответила:
-Я просто не знаю, что с нею будет, когда она узнает об окончательной разлуке.
Корф отвел взгляд и промолчал, а Анна Леопольдовна решила, что может быть, она ошибается и зря думает о самом плохом. В дороге на Соловки она все время ждала, что их нагонят возки с Юлией, но время шло, а подруги все не было. Осознав, что они больше не увидятся, Анна Леопольдовна почувствовала себя так плохо, что обеспокоенный Корф велел пустить ей кровь.
До Белого моря доехали только к ноябрю. Выпал снег, море замерзло, и переправа на Соловки стала невозможна. Анну Леопольдовну с семьей ждала жизнь в Холмогорах.
Юлия Менгден прожила в заточении в Ораниенбурге около двадцати лет. Вместе с ней находился адъютант принца Антона Ульриха — полковник Август Адольф фон Гаймбург. Все время они проводили в труде. Юлия придумала распускать свои юбки и создавала из них симпатичные кокошники, которые с помощью охранника выменивала на шерсть, лен или продукты.
Освобождение Юлия получила лишь после смерти Елизаветы Петровны. В начале 1763 года Екатерина II позволила Юлии вернуться в Лифляндию. Там бывшая фрейлина поселилась в имении матери и занялась хозяйством. Замуж она не выходила.
Если Анна Леопольдовна прожила всего двадцать семь лет, то Юлии судьба отвела на четыре десятилетия больше. Ее не стало в октябре 1787 года. За дружбу с правительницей ей пришлось заплатить своей свободой, пожалела ли она об этом, неизвестно.