«Я не рабыня, — умоляла девушка, — я дворянка из Венгрии»

Ее осматривали как всех – заглядывали в рот, велели скинуть рубашку. Маргарет дрожала от отвращения и гнева. «Я не рабыня, — умоляла девушка, — я дворянка из Венгрии!» Однако на невольничьем рынке это не имело никакого значения. В 1392 году ее похитили из родных мест, чтобы потом продать. Турки давно занимались этим промыслом.

Бенедикт Химфи был доволен своим положением: он принадлежал к влиятельному венгерскому роду, у его семьи имелись обширные угодья в округе Темеш, он носил графский титул и управлял Видином…

С женой и двумя детьми он занимал просторный дом, и мечтал, что когда-нибудь его дочь, красавица Маргарет, выйдет замуж за принца. С хорошим приданым, с высоким положением, она вполне могла бы сделать прекрасную партию!

Увы, Бенедикту не удалось увидеть, как повзрослела малышка. В октябре 1380 года он скончался от лихорадки. Еще пять лет спустя его безутешная вдова решила принять постриг в монастыре Святой Екатерины. Дети остались сиротами…

Мальчик, названный Николаем, вскоре был посвящен в рыцари и отправился ко Двору. А заботу о Маргарет доверили гувернантке, пока девушке не исполнится тринадцать лет. После этого родня должна была принять решение о ее дальнейшей участи: выдать замуж? Отправить в монастырь, к матери?

В то время Венгрия постоянно подвергалась нападениям турецких отрядов. Помимо войск Османов, в королевстве действовали обычные мародеры, которые только грабили городки и уводили пленников. Такая печальная участь выпала в 1392 году и Эгеру, где в то время жила Маргарет Химфи.

Они налетали, как стая голодных волков – внезапно, люто, круша все на своем пути. Врывались в дома, хватали всех, кого удалось поймать. Мародёров интересовали, в основном, женщины и дети. Те и другие больше всего ценились на невольничьих рынках Средиземного моря. Женщин покупали, чтобы работали в домах или пополняли коллекцию красавиц. Из детей можно было вылепить все, что угодно.

Маргарет и вскрикнуть не успела, как чьи-то руки ухватили ее за талию и подняли вверх. И вот она уже летит на лошади вместе с незнакомым ей человеком… Летит далеко от дома…

Лить слезы было бесполезно, она усвоила это в первый же день. Пленников набралось не так уж много – около тридцати человек. Но турки явно были довольны. Не понимая их языка, Маргарет видела радостные улыбки. По всей видимости, захватчики прикидывали, какой они сорвут куш.

А потом был долгий путь на юг, до самого моря. Пленников кормили скудно, чтобы только не умерли от голода. Кому-то удалось услышать, что рабов обратят в иную веру… Маргарет горячо молилась: она не собиралась становиться мусульманкой!

Есть такая версия, очень популярная в некоторых источниках, что отец отправился на поиски Маргарет и несколько лет объезжал порты Средиземного моря. Однако факты упрямы – Бенедикт Химфи умер задолго до похищения дочери. Но девушку, действительно, начали искать буквально сразу. Дело было в ее происхождении! Ведь Маргарет приходилась дальней родней… венгерским королям!

Когда она попала на невольничий рынок, в ее душе вдруг зародилась слабая надежда. Среди людей, прогуливающихся между рядами, было немало мужчин в обычной европейской одежде. И тогда она заговорила на латыни, на языке, который в то время понимали все образованные люди:

«Я не рабыня, — умоляла девушка, — я дворянка из Венгрии!»

По этой причине, или по какой другой, но Маргарет купил Джорджио Дарвазио, который происходил из венецианской купеческой семьи. Он жил на Крите, и туда же увез свою покупку. Отдавая должное ее положению, Джорджио нарядил девушку в шелковое платье и приставил к ней горничную… Но в остальном Маргарет оставалась обычной бесправной рабыней. Дорогая игрушка, не более того.

Чтобы понимать Джорджио, Маргарет выучила итальянский язык. В последующие годы она родила ему двух дочерей, Якобу и Мариетту. Но ни одной минуты дворянка из Венгрии не переставала мечтать о своем возвращении домой!

Как о ней узнал король Венгрии? По существующей версии, Маргарет передала записку с описанием того, что с ней произошло, одному из гостей Джорджио. А тот уже сумел доставить ее в Буду…

И вот 1 июля 1405 года, неожиданно для всех, на Крите появился дворянин Николас Марцали с бумагой, подписанной государем Венгрии. В ней говорилось, что дева Маргарет Химфи была похищена и удерживается на Крите, вопреки законам…

Надо сказать, что Джорджио согласился отдать свою рабыню даже без выкупа. Поначалу он хотел оставить при себе хотя бы одну из дочерей, но ему отказали в этом. Девочки должны были последовать за матерью в Буду. Джорджио Дарвазио разрешили навещать их, если ему захочется повидать дочерей. Разрыдавшись от счастья, Маргарет собрала вещи и немедленно отправилась в путь.

Сначала ее привезли в Венецию. И только потом маленький кортеж выдвинулся в Венгрию. Расходы взял на себя некий Иоанн Редельский, которого позже назвали зятем Маргарет (правда, неизвестно, на какой из дочерей он женился).

Так или иначе, но пленница наконец увидела родные места. Она снова говорила на языке, который так любила и по которому так скучала! Маргарет научила своих девочек объясняться по-венгерски и скоро смогла представить их королю. Своему спасителю!

Ее радушно принял брат, который приобрел вес и влияние при Дворе, и он же отправил Джорджио Дарвазио 200 золотых как плату за Маргарет и за ее содержание. Чтобы у девочек появилось имя и статус, их согласился удочерить Франческо Бернарди, старый друг покойного Бенедикта.

Он же впоследствии выделил для каждой из них приданое. Любопытно, что отец Якобы и Мариетты так и не предпринял попыток повидаться с ними, и не упомянул их в своем завещании, хотя другим детям оставил часть своего немаленького состояния.

Дальнейшая судьба Маргарет неизвестна. Она умерла после 1408 года, и нет сведений, чтобы она выходила замуж. Вполне возможно, что Маргарет просто тихо жила в доме брата и занималась воспитанием детей. А ее невероятная история была многократно исследована и записана…

Оцените статью
«Я не рабыня, — умоляла девушка, — я дворянка из Венгрии»
Как постарели актеры советского фильма «Девчата»