Роковая ошибка Анны Леопольдовны

-Вы пригрели на груди змею, будьте осторожней, — предупреждали Анну Леопольдовну.

Беспечная правительница лишь отмахивалась. Она не верила, что ее веселая «сестрица» Елизавета способна на подлость по отношению к ней. К тому же мысли Анны были заняты совершенно другим. Она была влюблена и планировала как можно быстрее организовать свадьбу своей обожаемой подруги Юлии Менгден с саксонским посланником графом Морицом Карлом Линаром.

Пикантность ситуации заключалась в том, что граф был фаворитом Анны и его брак с Юлией должен был стать ширмой для отношений с правительницей.

В 1730 году на российский престол взошла императрица Анна Иоанновна. Детей у нее не было, и она задумалась о том, чтобы сделать своей преемницей племянницу Елизавету Катарину Кристину, принцессу Мекленбург-Шверинскую. Но опытные царедворцы подсказали ей, что лучшим решением будет выдать замуж племянницу и, когда она родит сына, сделать его наследником.

В 1733 году четырнадцатилетнюю принцессу крестили в православие, и она стала Анной Леопольдовной. В том же году для нее нашли жениха — восемнадцатилетнего Антона Ульриха, принца Брауншвейг-Беверн-Люнебургского.

Увы, принц Анне совершенно не понравился. Пока Антон Ульрих старательно учил русский язык, принцесса пламенно влюбилась в харизматичного Морица Карла Линара, находящегося в роли посла при дворе ее тетушки. Он был старше ее на шестнадцать лет, но в отличие от робкого и неуверенного в себе принца, умел прекрасно находить подход к женским сердцам.

За спиной у ничего не подозревающего Антона Ульриха вспыхнул роман. Супруга английского посланника леди Рондо, вспоминая годы проведенные при дворе Анны Иоанновны, оправдывала пикантную ситуацию тем, что: «Принцесса была молода, а граф — красавец».

Когда про непозволительную любовь стало известно императрице, она сумела перевести Линара в Дрезден.

Принцесса, разлученная с любимым мужчиной, не переставала его любить и противилась браку с Антоном Ульрихом. Лишь в 1739 году, когда ей предложили выбирать между сыном императорского фаворита и Антоном Ульрихом, она согласилась выйти замуж за неприятного ей принца.

В начале июля 1739 года состоялось венчание. За ночь до него Анна пролила немало горьких слез, оплакивая свою горькую участь. Жених совсем не нравился ей, он был полной противоположностью раскованного и красноречивого Линара.

-Учти, мне нужен наследник, — напутствовала императрица понурую племянницу.

Однако несмотря на наставления государыни, первые месяцы после свадьбы Анна не беременела.

Полковник Иван Ликеевич вспоминал:

Антон Ульрих плотского соития с принцессой не имел, и государыня на принцессу гневалась, что она тому причина. И после де того призывали лекарей и бабок, и Ульриха лечили.

В декабре 1739 года принцесса все-таки забеременела и, к счастью императрицы, 12 августа 1740 года родила сына, нареченного Иваном.

5 октября 1740 года Анна Иоанновна села обедать со своим фаворитом Бироном и неожиданно почувствовала себя дурно. Государыня упала в обморок. Прибежавшие лекари сказали, что шансов на выздоровление у нее нет. 17 октября она скончалась, ее преемником стал двухмесячный Иван. Регентом объявили Эрнста Иоганна Бирона.

Историк Сергей Михайлович Соловьев верно заметил:

Какими глазами православный русский мог теперь смотреть на торжествующего раскольника? Россия была подарена безнравственному и бездарному иноземцу как цена позорной связи! Этого переносить было нельзя

В ночь с 8 на 9 ноября 1740 года был совершен переворот и Бирона свергли. Анна Леопольдовна объявила себя правительницей при сыне-императоре.

Неожиданно вознесясь на вершину власти, Анна Леопольдовна позаботилась о том, чтобы любимый Мориц Карл Линар снова оказался при русском дворе. Он был вновь назначен посланником в Россию и 10 января 1741 года предстал перед правительницей.

Миних-старший вспоминал:

Она часто имела свидания в третьем дворцовом саду со своим фаворитом графом Линаром, куда отправлялась всегда в сопровождении фрейлины Юлии… когда принц Брауншвейгский хотел войти в этот же сад, он находил ворота запертыми, а часовые имели приказ никого туда не пускать…

Так как Линар жил подле ворот сада в доме Румянцева, то принцесса приказала построить вблизи дачу, что ныне Летний дворец. Летом она приказывала ставить свое ложе на балкон Зимнего дворца; и хотя при этом ставили ширмы, чтобы скрыть кровать, однако со второго этажа домов соседних с дворцом можно было всё видеть

4 июля 1741 года Анна родила дочь Екатерину. Девочка была точно дочерью от ее мужа, так как на момент ее зачатия Линара в России не было. К сожалению, очередной ребенок не сблизил супругов. Наоборот, они еще больше отдалились друг от друга.

Вокруг Анны Леопольдовны начал создаваться заговор, но она, одержимая любовью к Линару, не хотела ничего замечать, хотя ее неоднократно предупреждали о том, что исходит опасность от Елизаветы, дочери Петра I. Это было ее роковой ошибкой.

Вместо того чтобы усилить бдительность, правительница парила на крыльях любви. Ей пришла в голову идея, что нужно обвенчать Линара и ее верную фрейлину Юлию. Все мысли Анны Леопольдовны были об этом, она обдумывала торжество и детали свадьбы.

В конце лета 1741 года состоялось обручение саксонского посланника и Юлии, а 1 сентября он отправился в Дрезден, чтобы попросить позволить ему поступить на русскую службу.

Скучая по любимому, Анна Леопольдовна слала ему весточки, торопя приехать к ней.

Поздравляю вас с прибытием в Лейпциг, но я не буду довольна, пока не узнаю, что вы уже на пути сюда. Ежели вы не получили писем из Петербурга, то пеняйте за то Пецольду, почто плохо их отослал.

Если говорить об Юлии, то как могли вы хоть на мгновение усомниться в ее (моей) любви и нежности, после всех знаков, от нее (меня) полученных. Если вы ее (меня) любите, не делайте ей (мне) более таких упреков, коли ее (мое) здоровье вам дорого.

Но увидеть Линара Анне Леопольдовне было больше не суждено.

25 ноября 1741 года произошел дворцовый переворот, незадачливую правительницу свергли, и на престол взошла Елизавета Петровна.

Брауншвейгское семейство ждала печальная судьба. Сперва Елизавета Петровна пообещала, что позволит семье Анны Леопольдовны выехать из страны, но потом передумала.

Остаток своих дней Анна Леопольдовна провела под стражей. Последним ее пристанищем стали Холмогоры. Там в промежутке с 1743 года по 1746 год она родила троих детей:

Елизавета (1743 — 1782)

Петр (1745 — 1798)

Алексей (1746 — 1787)

После последних родов у свергнутой правительницы началась родильная горячка и 8 марта 1746 года она скончалась. На момент смерти ей было всего двадцать семь лет.

Антон Ульрих пережил жену на 28 лет. Когда на престол взошла Екатерина II, она предложила ему оставить детей в Холмогорах и уехать из России, но отказался, заметив, что ему не нужна свобода в одиночестве.

Оцените статью