Старое платье королевы

«Они даже пахнут дурно», — ее величество поморщила носик и заявила, что лучше будет ходить в одной рубашке, чем наденет старое платье королевы Англии.

Елизавета I лично проследила, какие именно платья отправят ее сопернице. «Это слишком роскошное, а это почти новое. Возьмите то черное, где бархат на рукавах уже потерт», — следует сбить спесь с шотландской изгнанницы.

Когда Мария Стюарт искала защиты у английской королевы, она не предполагала, что проведет в плену восемнадцать лет. Шотландцы изгнали ее, объявили преступницей, а Елизавета I не торопилась лично встречаться с той, кто добавила английские символы королевской власти в свой герб.

«Когда я совершила побег, то не имела ничего, кроме того, что было на мне», — писала Мария Стюарт кузине. Елизавета великодушно повелела отправить шотландской королеве свои старые платья.  Но этим нанесла скрытое оскорбление сопернице.

Платья были самые старые, потертые, негоже такие носить королеве. Когда придворный Френсис Ноллис привез сундук в замок Карлайл, то не мог скрыть стыда, предлагая Марии эту одежду.

Двадцатипятилетняя шотландская королева считалась очень красивой женщиной. Рыжие волосы, стройная фигура, нежная кожа и главное — манеры, приобретённые при французском дворе, умение очаровывать мужчин взмахом ресниц. Моложе английской королевы и привлекательнее нее, шотландская королева выполнила свою женскую миссию — родила наследника.

В отличие от Елизаветы Тюдор, объявившей себя королевой-девственницей и матерью всех англичан. Вопрос о престолонаследнии мучил ее на протяжении всего царствования, оттого претензии Марии Стюарт на английскую корону превращали женщин не просто в соперниц, но во врагов.

Открыв сундук со старыми платьями королевы Англии, Мария ничего не сказала. Она не отправила послания с благодарностями, чем дала повод Елизавете во всеуслышание объявить о неблагодарности и презрении шотландки к милостям, оказываемым ей английской короной.

Несмотря на то, что Марии Стюарт дозволено было иметь свой собственный двор, денег на его содержание английская королева выделять не собиралась. Из ста придворных при Марии остались около шестидесяти, но и их количество ее убеждали сокращать, количество слуг и фрейлин.

Единственные денежные средства, на которые могла рассчитывать Мария Стюарт, это содержание из Франции. Как вдова короля Франциска II она получала щедрую пенсию, но этих денег все равно не хватало, ведь она желала жить как королева.

При этом те, кого Елизавета I назначала охранять королеву, в частности лорд Шрусбери, оказывались на грани разорения, оказавшись между двух огней. Им полагалось обеспечить Марии королевские привилегии, еду ей готовили на ее кухне, ее личные прачки стирали ее одежду, конюхи ухаживали за ее лошадьми и так далее.

Вся свита хотела есть, пить, жить в комфортных комнатах и развлекаться. Но содержать королевский двор без налогов невозможно, а Елизавета I, сохраняя видимость уважения к статусу кузины, не торопилась тратиться на нее.

Носить чужие старые платья Мария Стюарт не желала, а потому в шотландский замок Лох-Ливен и Холлирудский дворец были посланы курьеры за сундуками с оставленной там одеждой. И опять неприятность — оказалось, что после бегства королевы ее покои были разграблены, так что из Холлируда приехали только несколько сорочек, перчатки и часы.

Зато из Лох-Ливена приехали три повозки, груженые одеждой и личными вещами. Кроме того, Мария не отказывала себе в удовольствии заказать новой одежды. Уже через год после прибытия в Англию количество повозок с личными вещами выросло до одиннадцати.

Остается только посочувствовать графу Шрусбери, ведь оплачивать большую часть расходов приходилось ему — шотландская королева заявила, что не станет тратить на свое содержание средства, получаемые из Франции, так как ее держат в плену.

Оцените статью