Множество людей, причастных к той истории в начале 1990-х, поплатились своей карьерой, но пострадала, конечно, больше всех сама главная героиня. Следователь по особо важным делам Генпрокуратуры СССР лично передала пистолет преступнику, которого обвиняли в грабежах и убийствах.
Причиной такого поступка были вовсе не деньги, а любовь. Правда, чувства Натальи Воронцовой в результате были попросту растоптаны, а она сама оказалась в местах лишения свободы.
Следователь и преступник
В 1991 году милиция смогла, наконец, задержать Сергея Мадуева, преступника-рецидивиста, на счету которого числилось более 60 эпизодов ограблений и убийств. Он всегда вёл себя дерзко и нагло, грабил квартиры, будто играючись, иногда любовался собственным благородством, а иногда – просто убивал. Однажды он, пытаясь поскорее уехать с места преступления, пожалел оказавшуюся в случайной машине женщину, у которой начались роды, и отправил машину в роддом, а в другой раз он просто застрелил швейцара, сделавшего ему замечание.
Сергей Мадуев на самом деле был циничен и жесток, но при этом обладал какой-то необъяснимой харизмой. Даже руководитель следственной группы, которая вела это дело, отмечала: Мадуев был очень обаятельным и лёгким в общении человеком. Правда, при этом отличался жестокостью и цинизмом, никакого раскаяния он во время следствия не проявлял. Арестовали его при посадке в поезд «Москва – Ташкент», после чего началось масштабное расследование всех связанных с ним преступлений.
По их совокупности Сергею Мадуеву грозила смертная казнь, поэтому в его интересах было сделать всё возможное и невозможное для того, чтобы оказаться на свободе. Работала с преступником группа следователей Генпрокуратуры СССР, среди которых была и Наталья Воронцова. Именно её, единственную женщину в бригаде, и решил использовать в своих целях Мадуев.
Наталья Воронцова успела к этому времени сделать блестящую карьеру, она распутывала сложнейшие дела, раскрывала преступления, которые казались безнадёжными, почти безошибочно устанавливала личности виновных. В те времена женщин с большой неохотой принимали на должности следователей в Генпрокуратуру, но Наталья Воронцова приложила максимуму усилий, чтобы получить работу своей мечты. Как же могла она попасть на удочку к преступнику, в деле которого было множество доказанных эпизодов ограблений и убийств?
Любовь или чувство справедливости
Первое, на чём сыграл преступник, было как раз обострённое чувство справедливости Натальи Воронцовой. Он сам указывал ей на несоответствия в деле и просил обратить внимание на тот или иной случай. Практически все они были записаны с его собственных слов. Следователь стала сомневаться в его виновности в части некоторых событий, а Мадуев дальше разыгрывал свои карты.
Он всё чаще и дольше рассказывал Наталье Воронцовой о своей жизни, о трудном детстве, о том, как попал в криминальную среду. Он хотел, чтобы она увидела в нём человека, а не убийцу.
В результате следователь всё чаще задумывалась о судьбе необычного подследственного и начала думать, будто судьба оказалась слишком жестока к этому неплохому, в общем-то, человеку… И в какой-то момент Наталья влюбилась. Позже она станет отрицать наличие чувств к Мадуеву, но факты следствия расскажут сами за себя.
Тогда, в 1991 году она всё чаще ловила себя на мыслях о Сергее Мадуеве, она ждала встречи с ним, как первого свидания. И уже просто не смогла отказать, когда преступник обратился к ней с просьбой достать пистолет.
Отправка Мадуева из «Крестов» в Москву была намечена на 4 мая 1991 года, именно в этот день он и хотел совершить побег. По неизвестным причинам отправку перенесли на 3 мая, к чему Мадуев оказался совершенно не готов. Это был праздничный день, когда охрана была усилена, и пытаться бежать при таких обстоятельствах было сущим безумием.
Но пистолет, принесённый Натальей Воронцовой, уже несколько дней был спрятан на нём в одежде. И он всё же попытался им воспользоваться.
Он ранил майора Егорова и хотел бежать, однако вооружённая охрана сработала слаженно и грамотно. Преступник был обезврежен, а пистолет, из которого он стрелял, изъяли. Определить, кто именно передал Мадуеву оружие, было не так уж сложно. Тем более, что в камере, куда пришла вскоре Наталья Воронцова, установили скрытое наблюдение, бесстрастно зафиксировавшее «неформальные отношения» между ней и подследственным.
Она до последнего отказывалась признавать свою вину, обещала жаловаться во все инстанции и даже казалась оскорблённой до глубины души. Но потом ей показали запись, сделанную накануне скрытой камерой. Под давлением улик она написала признание, а по завершении следствия в 1993 году суд приговорил её к семи годам лишения свободы. Надо ли говорить, что самым болезненным для неё было даже не осуждение, а признание Сергея Мадуева в том, что он не любил следователя, а просто использовал?
Кстати, преступнику эта история всё же принесла определённую выгоду: пока шло следствие, был наложен мораторий на смертную казнь, и Мадуев отправился в тюрьму «Чёрный дельфин», где скончался спустя 7 лет от осложнений, вызванных сахарным диабетом.
Долгожданная свобода
Наталья Воронцова провела в колонии под Питером пять лет, а после освобождения решила уехать к родителям в Житомир. Здесь у неё была хоть какая-то поддержка и возможность отогреться душой рядом с близкими людьми. Конечно, работать по специальности она больше не могла, но освоила смежную профессию и стала адвокатом.
Правда, по прежней работе она, оказавшись по другую сторону баррикад, продолжала скучать. На самом деле ей казалось тогда, будто её жизнь окончена, а впереди не ждёт ничего хорошего.
Однако судьба дала ей шанс стать счастливой. Наталья на родине встретила человека, который полюбил её, несмотря на всё, с ней случившееся. Бывший следователь даже стала задумываться о рождении ребёнка, правда, возраст не позволил осуществится этому её желанию. А вот замуж Наталья Леонидовна вышла.
Николай, её супруг, настолько любил жену, что даже мирился со всеми неудобствами. Ведь время от времени, особенно в годовщину того рокового события, возле их дома появлялись непрошенные гости, желавшие взять интервью у бывшего следователя.
В результате Наталья Воронцова с мужем сменили квартиру и, кажется, даже имя и фамилию. Она не хочет больше вспоминать ту страшную историю. В некоторых источниках имеется информация о том, будто Наталья Воронцова начала злоупотреблять спиртными напитками, однако ни подтверждения, ни опровержения этого факта нет нигде. Скорее всего, бывший следователь решила закрыться от всех, устав от внимания к себе и тем давним событиям.
Это дело было совершенно необычным, поэтому и привлекло внимание кинематографистов. Случившаяся в «Крестах» романтическая и одновременно трагическая история легла в основу фильма «Тюремный романс» Евгения Татарского, главные роли в котором сыграли Александр Абдулов и Марина Неелова. Впрочем, очевидцы и участники тех событий отмечают: сама картина оказалась слишком далека от того, что происходило на самом деле. Да и финал в жизни был куда более драматичным, чем на экране.