«Фрейлина трех императриц». Как баронесса Фредерикс завоевала авторитет у заключенных женского отделения Соловецкого лагеря

Во время экскурсии на остров Анзер – второй по величине остров Соловецкого архипелага, гид поведал невероятную историю баронессы Фредерикс, прошедшей путь от фрейлины трех императриц до заключенной соловецкого лагеря, добровольно вызвавшейся ухаживать за тифозными больными.

Наталья Модестовна Фредерикс родилась 8 июля 1864 года. Еще в юные годы была представлена ко двору и вошла в свиту императрицы Марии Александровны.

Молодую баронессу не особенно волновал вопрос замужества и все свободное время она посвящала благотворительности: в своем имении строила церковь, больницу и школу для крестьян. В годы Первой мировой войны, будучи уже в возрасте, работала хирургической медсестрой в Царскосельском лазарете.

В отличии от многих дворян, спасавшихся от огня революции, Наталья Модестовна не предпринимала никаких попыток покинуть страну. Устроилась библиотекарем, регулярно посещала церковь, жила скромно. Благодарила революцию за то, что та ее «освободила от имущественных и светских пут», к советской власти относилась безразлично.

Однако происхождение Фредерикс не позволило ей занять свое место в новом обществе. Первый арест произошел в 1919 году, тогда баронесса провела полгода в подмосковном лагере. Через пять лет последовал новый арест, в результате которого Наталья Модестовна попала на Соловки.

Официально баронесса проходила по «церковному делу», но как пишут многие источники причиной стало родство с Владимиром Борисовичем Фредериксом, состоявшим советником при Николае 2, который, кстати, дожил до глубокой старости на свободе.

Сложно представить более неподходящие условия жизни для дворянки, чем женский барак, заполненный уголовницами, проститутками и держательницами притонов. Систематические издевательства, насмешки, плевки в тарелку обрушились на Наталью Модестовну.

Зависть к прошлому не давала ее соседкам покоя. Но даже едва держась на ногах от недоедания и тяжёлых работ по заготовке торфяных «кирпичей», баронесса Фредерикс оставалась благородной дамой с высокими моральными качествами.

Грациозные движения, аккуратность, самообладание и ни слова жалобы. Истинная аристократка. Она не сторонилась своих сожительниц, но и не искала их расположения. Днём работала, приходила в барак, тщательно чистила своё платье и неустанно молилась перед маленьким образком.

Постепенно градус напряжения стал снижаться, выпадов против баронессы становилось все меньше. Интерес к персоне аристократки пересилил все остальные чувства, и Наталью Модестовну все чаще просили рассказать о ее жизни при дворе, обращались за советом, участвовали вместе с ней в тайных службах.

Положение Фредерикс укрепилось при выборе новой уборщицы барака. Должность не сильно хлопотная и даже почётная. Кандидатура бывшей фрейлины была поддержана большинством.

Когда в лагере вспыхнула эпидемия тифа Наталья Модестовна вызвалась ухаживать за больными на Анзере, где находился тифозный барак*. Ее самоотверженность вдохновила ещё нескольких женщин отправиться на самый отдаленный остров архипелага. Исход был уже предопределён. На Анзер отправлялись не лечиться, а доживать.

День и ночь работала баронесса наравне с другими медсёстрами, хоть и была назначена старшей. Вместе они выгребали опилки с нечистотами из-под больных, вповалку лежавших прямо на полу.

В скором времени на теле баронессы появилась та самая красная сыпь. Начальница санчасти в настойчивой форме уговаривала ее лечь в отдельную палату, но Фредерикс отказалась. Через пару дней она умерла прямо у постели больного (1926).

В одном из писем Натальи Модестовны встречается следующая цитата: «Сколько бы ни было тяжёлого в жизни, всегда ещё столько остаётся, причём можно черпать и смысл жизни, и силу, и даже радость жизни».

По такому принципу и жила фрейлина трех императриц в суровых условиях Соловецкого лагеря. Отдавала себя без остатка, черпая смысл в том, чтобы сделать окружающий мир хоть немного добрее.

Оцените статью
«Фрейлина трех императриц». Как баронесса Фредерикс завоевала авторитет у заключенных женского отделения Соловецкого лагеря
15 бракосочетаний и 14 разводов Владимира Новикова