Ведь это неприлично— расстроилась мать «низкой профессии» дочери

С замиранием сердца юная 16-летняя особа смотрела как отец поставил за неё подпись. Да, это мог сделать только родитель, Екатерина была ещё слишком юна, чтобы самостоятельно решать свою судьбу. Но выбора не было, денег не хватало, и даже аристократы были готовы пойти на «низкую профессию».

Все начиналось хорошо. Екатерина родилась в Российской империи в 1909 году. Её отцом был Николай Бобриков, полковник лейб-гвардии Конного полка Генерального штаба и Екатерина, урожденная Фролова. А сама Екатерина — крестницей императора Николая II!

Она купалась в роскоши, получила превосходное образование и любила посещать балы императорской семьи. Ведь она так любила разглядывать платья женщин дома Романовых!

Такие красивые, сделанные по последней моде, с обнаженными плечами на балах и строгим воротником в повседневной жизни. На балах роскошные платья словно сияли маленькими звездочками из-за блеска драгоценностей, отражающие пламенные язычки свечей.

После увиденного Катенька бежала к карандашу и чистому листу бумаги, усердно чертя грифелем самое понравившееся платья. — Посмотри, мама, какая красота! — с трепетом показывала Катя свои шедевры. Родили поощряли. В доме не было строгих порядков, и дети могли заниматься в свободное время своими хобби.

Размеренная жизнь закончилась в 1917 году. Монархия была свергнута, а к власти пришли большевики. Опасаясь за свою жизнь, Бобриковы уехали в Париж вместе с двумя дочерьми. Младшей, Ольге, было всего три годика. Весь нажитый скарб было невозможно забрать с собой во Франции. Главное — спастись самим.

Франция хоть и была благосклонна к русским аристократам, только вот финансово был каждый сам за себя. И денег не хватало. Глава семейства сразу же отправился на работу, состоял членом правления Общества офицеров Генерального штаба. Но прежний уровень жизни с роскошными балами стал забытой сказкой.

Екатерина любила гулять с дочерьми по Парижу, проходя по Елисейским полям и мимо заманчивых витрин магазинов. Катенька с удовольствием смотрела на модные платья, которые были ей не привычны, после пребывания при российском дворе. Они словно кричали «купи меня», но денег не было, и всё, что оставалось, это рисовать.

В 16 лет Катя пошла искать работу. За помощью она обратилась к дяде, брату её матери, Алексею Николаевичу Фролову. Ранее он был в России губернатором. Алексей перенаправил племянницу к его гувернеру-французу, который открыл в Париже свой магазин.

Увидев стройную фигуру и царственную осанку Кати, гувернер, не раздумывая сказал — обратитесь в maison de couture! Катя больше приглянулся Lanvin, дом моды славился своими изысканными коллекциями и расположенностью самой Жанны Ланвен (Ланван) к русским дворянкам, прибывшим из России в Париж.

Потому что именно русские дворянки могли научить обычных француженок одной важной детали — стати, благородству и изяществу. Француженки были такими на подиумах, русские — в жизни.

Это было неотъемлемой частью их образования: держать себя на людях, ровно держать спину и «лицо». Сперва Катя рассчитывала лишь на роль приказчицы. Говорили, что платят около 400 франков.

Нужно было следить за товаром, проводить инвентаризацию, может дать консультантом по продаже роскошных нарядов француженкам. Увидев Катю, Жанна предложила ей работу манекенщицы. Ну не дело такой красоте пропадать за витринами магазинов! Она должна сиять!

*

Кате предложение понравилось, да и манекенщицам платили в пять раз больше, чем приказчицам. Девушка пришла домой и все рассказала семье. Было два «но». Во-первых, контракт за неё должен был подписать отец.

Катя была ещё слишком мала и не имела права решать самостоятельно такие серьезные вопросы. Во-вторых, мать Кати, услышав, что дочь станет манекенщицей, схватилась за сердце. Это ведь неприличная и низкая профессия для дворян!

— Тебе только 17 лет, как ты можешь? Ведь это неприлично! — охала Екатерина. В доме разразился скандал. Отец семейства отмалчивался в сторонке, размышляя на чью сторону встать. Пока он взвешивал за и против, его взволнованная жена силой затолкала Катю в комнату и закрыла на ключ.

— Ты отсюда не выйдешь! Это позор! — боролась Екатерина за «честь» дочери.

Спустя несколько дней, когда запасы еды заканчивались, а рваное платье уже не невозможно было заштопать, Екатерина выпустила дочь. Молчание — знак согласие.

— Ладно, — грустно выдохнула Екатерина.

6 мая 1927 года Николай Бобриков подписал за дочь контракт. Выбора не было. Катя взяла себе новое короткое имя — Тея.

«У Ланвен было тогда 24 манекена, из них четверо русские… начальницей кабины манекенщиц работала одно время княгиня Тенишева…» — писала Тея

Во всех уважающих себя модных домах появились русские манекены. Из шести манекенщиц четверо были русские, а только двое француженки. Все русское тогда было в сумасшедшей моде: помнили еще о «Русских сезонах», носили русские вышивки и кружева, брали для показа мод русских манекенов…

Ну а еще дело было в том, что во Францию тогда мощным потоком хлынули из России удивительная красота, порода и знатность. — «поцелуй с дальним прицелом» Елена Арсеньева

*

*

В модном доме Ланвен царила атмосфера творчества и доброжелательности, что способствовало развитию многих талантов.

Жанна Ланвен, прославившаяся своим уникальным стилем и утонченным вкусом, была человеком, напрочь лишенным зависти, злости и желания конкурировать, что особенно ценилось в те годы жестокой конкуренции в мире парижской моды.

Тея с теплотой вспоминала Жанну Ланвен как великодушного и доброго человека. Ланвен умела видеть и развивать в людях их лучшие качества, что сделало её Дом моды не только символом элегантности и стиля, но и местом, где каждый чувствовал себя ценным и уважаемым.

Тея проработала в Ланвен до 1934 года, став одной из самых известных манекенщиц того времени. Её детская мечта с нарядами и платьями осуществилась в реальной жизни. Пускай, это было не совсем прилично для высшего общества, но Тея получала удовольствие от своей работы.

Набравшись опыта у Ланвен, Тея и её муж Николай Порецкий открыли свой модный дом «Катрин Парель». И по первому имени мы видим, что Катрин, отсылка к её настоящему имени — Катя.

Коллекции Катрин Парель были не такими масштабными, как у французских домов моды, но все же в них была своя непревзойденная изюминка, так полюбившаяся русским эмигранткам и француженкам. Часто наряды, сшитые по лекалам Теи, мелькали в театрах и кино. Это ли не лучшая награда за её работу? Всеобщее признание!

Даже во время войны дом моды не прекращал свою деятельность. Нужно было как-то выживать, а когда немцы заняли господство над французами, то ничего не оставалось, как одевать жён немецких офицеров…черная полоса, но выбора особо не было.

В 1946 году скончался муж Теи. Ей было 35 лет и остаться вдовой до конца дней она не хотела. Она вышла второй раз замуж за испанца, прожила вполне себе счастливую жизнь и умерла только в 2005 году в Париже в возрасте 96 лет.

Оцените статью