Любимая женщина предала, коллеги принизили подозрениями: что раньше времени сгубило композитора Таривердиева

В 1990-м году в Лондоне ему сделали уникальную операцию на сердце, и композитор шутил, что у него теперь железное сердце с гарантией на 40 лет. Хватило обновленного сердца только на пять лет.

Композитор Микаэл Таривердиев, армянин по национальности, был одним из самых талантливых советских музыкантов. Он написал музыку к культовым фильмам – «Иронии судьбы», «Семнадцать мгновений весны», в общей сложности – к 132 фильмам, а еще более 100 романсов.

Он оказался не готов к производным славы – к зависти и подножкам коллег, к продажности женщин, к злорадным ухмылкам. Если бы не больное сердце, посаженное переживаниями, композитор мог бы задержаться на белом свете подольше.

Актриса и певица Людмила Максакова стала поистине роковой женщиной, пиковой дамой в судьбе Таривердиева.

Он был болен этой женщиной. Хороший психиатр бы, наверное, мог прописать сильнодействующие препараты, но и это оказалось бы бесполезно: Людмила была «идеей-фикс» композитора и он был готов ради нее на все. И пожертвовать своей свободой, и карьерой, и деньгами.

С Микаэлем Максакова сошлась, уже будучи разведенной со Львом Збарским. Збарский, в свою очередь, бросил в свое время жену Регину ради Максаковой. Уже потом, спустя годы, темпераментная Людмила найдет покой в браке с состоятельным немцем, и переживет в итоге и его тоже.

…Весной 1967 года Москва шумела. Композитор Таривердиев на своей Волге сбил 16-летнего юношу. По меркам уголовного кодекса тех лет за такое преступление полагалось 7 лет. Маэстро осудили лишь на два года (непосредственно за решеткой он та ки не побывал, потому что два года зачлись в срок ведения следствия).

В злополучный вечер аварии Таривердиев отмечал 9 мая в ресторане «Националь» в компании Людмилы. Выпивали. По словам вдовы Веры Таривердиевой, за руль села Людмила, а на Ленинградском проспекте на проезжую часть выскочил юноша.

Максакова была не виновата – все случилось мгновенно, но Микаэл сел за руль и сказал гаишникам, что это он сбил парня. Но самая вишенка в том, что «неблагодарная» Людмила во время последнего заседания взяла и укатила куда-то с компанией. Это стало для него ударом, после того случая он перестал верить в женскую искренность.

Надо сказать, что во многие свои горести и беды Таривердиев сотворил сам себе, своими собственными руками. Взять хотя бы эту историю с Максаковой – ему был необходим этот вихрь, это постоянно напряжение, которое давала Людмила.

А в браке с обычными женщинами ему было «скучно» (дважды он был женат, и каждый раз уходил). В первом браке у него появился единственный сын Карен (впоследствии окончил Рязанское высшее воздушно-десантное училище, принял участие в войне в Афганистане в подразделениях спецназа ГРУ).

В общем и целом, советская власть Таривердиева не обижала и жил он полной и интересной жизнью. Но была у него в характере меланхоличность, типичная для творцов; желание и умение раздувать из пустяковой проблемы целое горе, и потом сильно страдать и переживать над собственноручно созданной проблемой.

Сильно его подкосила некрасивая ситуация с музыкой к «Семнадцать мгновений весны», которую он также воспринял как предательство и тяжело переживал. Те песни стали и государственным трендом и народу понравились.

Только все это не понравилось собратьям Таривердиева по Союзу композиторов. Пустили слухи, будто музыку Микаэл украл у французского композитора.

Таривердиев был очень оскорблен и раздавал много интервью, одно многословнее и чувственнее другого:

«…если бы вы знали, как это было унизительно! Мне, которому всегда говорили — моя музыка может быть плохая или хорошая, но что у меня есть свой стиль, что моя музыка узнаваема мгновенно, — мне нужно отмываться, доказывать, что я не украл! А с каким удовольствием участвовали в этой истории мои коллеги!

Как им было приятно! Более того, с тех пор очень долгое время на концертах в разных концах страны меня спрашивали: что это за история, была она или нет. Помню этот восторг: украл или не украл. И я перестал доверять им всем. В том числе и публике» (с)

Последние 13 лет своей жизни композитор провел с любимой женщиной. На фестивале «Московская осень» в 1983 году он познакомился с музыковедом Верой Гориславовной.

Начался роман, который, впрочем, не помешал Таривердиеву жениться на Элеоноре Маклаковой, прожить в семье год и еще год потратить на бракоразводный процесс. Но в итоге именно Вера стала его последней любовью, а позже и вдовой.

Проблемы с сердцем волновали композитора давно, и точно сказать сложно, что стало их причиной – наследственная предрасположенность или гиперболизированное отношение музыканта к жизненным перипетиям.

В конце 80-х ему поставили диагноз: разрушается клапан, нужна операция, которую делают только в Англии. На Родине, по словам медиков, такое вмешательство организовать не умели. Кроме того, это был 1990 год, стране было не до медицинских новшеств.

Воспоминания супруги: «В последний год сердце вообще отказало, сердечной мышцы просто не было. Он, с одной стороны, верил, терял надежду и снова верил, а с другой – знал, как все будет. В апреле 96-го, ночью, подошел к роялю и стал играть, он к роялю тогда редко подходил, у него уже была студия, где он работал. Я удивилась, а он сказал: я прощаюсь со своим роялем…»

В июле 1996 года он вместе с женой прилетел на «Кинотавр» в Сочи. Обратные билеты были куплены на 25 июля. Утром 25-го Таривердиев поднялся рано, чтобы посмотреть на рассвет. Затем снова лег в постель, и больше уже не поднялся.

Оцените статью
Любимая женщина предала, коллеги принизили подозрениями: что раньше времени сгубило композитора Таривердиева
Людмила Хитяева: «Я не чувствую себя одинокой !»