Вия Артмане. Над ней смеялись: “Батрачка в актрисы собралась”. Она не думала, что ее имя станут втаптывать в грязь

11 октября 2008 года в психиатрической клинике города Стренчи в Латвии на 80-м году жизни умерла Народная артистка СССР Вия Артмане.

Ее искренняя, трогательная паромщица Соня из мелодрамы “Родная кровь” мгновенно покорила всех.

А страстная, гордая Она в мелодраме “Никто не хотел умирать” стала символом нового явления на советском экране — прибалтийского кино.

Когда героиня Артмане в остросюжетном боевике “Ракеты не должны взлететь” отвешивала пощечину американскому шпиону, в кинотеатре раздавались восторженные аплодисменты.

А на ироничную Джулию Ламберт из легендарной картины “Театр” хотели быть похожи миллионы советских женщин.

Ее героини, всегда сильные, гордые и, конечно, безумно красивые, пленяли зрителей.

Поклонники называли Вию Артмане Королевой советского экрана. Но ее сказка закончилась внезапно. Королеву свергли с пьедестала и предали забвению.

Весной 2000 года в Государственном Кремлевском дворце состоялось торжественное открытие Международного кинофорума “Золотой витязь”.

Ведущий со сцены объявил, что в зале находится актриса Вия Артмане.

5000 зрителей как один встали со своих мест и устроили актрисе сумасшедшую овацию. 70-летняя Артмане с трудом сдерживала слезы. В России действительно всегда любили Вию.

Последние 10 лет Вия Артмане жила вместе с дочерью и ее детьми на старой даче в пригороде Риги. Целыми днями бывшая кинодива возилась в саду. Выращивала овощи и цветы.

На дачу Артмане переехала после унизительного выселения из квартиры в центре Риги, где прожила больше сорока лет. В 1993 году чиновники заявили, что жилплощадь нужно вернуть прежним хозяевам, которые оставили ее после установления в Латвии Советской власти.

Чтобы поторопить актрису, в квартире отключили отопление. В отчаянии Вия обратилась в парламент Латвии. Тогда ей выделили другую квартиру, правда, почти полностью разрушенную пожаром. Денег на дорогостоящий ремонт у семьи Артмане не было. В итоге в 70 лет актрисе пришлось перебраться в летний домик.

-Она в России получила гораздо больше, чем у себя на родине. Ей просто отомстили за то, что в России ее любили больше.

Николай Бурляев.

Казалось, ее подталкивали оставить родину. Однако актриса не спешила уезжать. Долгие годы Вия была лицом Советской Латвии. Зато когда с началом перестройки в Прибалтике стали с яростным энтузиазмом низвергать прежних кумиров, на Артмане посыпались обвинения в сотрудничестве с КГБ. Ей припомнили членство в ЦК компартии Латвии.

Говорили, что главные роли она получала якобы только поэтому. Отвечать на многочисленные нападки Артмане считала ниже своего достоинства.

При этом переживания самым жестоким образом сказались на ее здоровье. В течении года она пережила два инсульта. Бог был милостив к ней, сохранив речь. Из-за болезни Вия приняла решение уйти из театра. Она проводила все дни дома, мечтая, что здоровье восстановится и будут еще новые роли.

Взлетом своей карьеры в советское время Вия была обязана не только таланту, но и “правильному” происхождению. Глядя на ее тонкий профиль и царственную осанку, зрители не сомневались: актриса — настоящая аристократка.

На самом деле Алида-Вия Артмане происходила из крестьян. Тогда ее все звали именно первым именем. Отец умер за несколько месяцев до ее рождения, надорвавшись на тяжелой работе.

Когда Алиде исполнилось 10 лет, мама отдала ее в пастушки.

В середине 40-х годов они переехали в Ригу. Мама устроилась уборщицей, дочь ей помогала. Любовь к порядку Артмане сохранила до последних дней. -Мой Бог — это чистота, -говорила она коллегам.

Она часто возвращаясь поздно из-за съемок. Но несмотря на то, что наступила ночь, она никогда не ложилась спать, не наведя порядок, если замечала беспорядок в квартире. В детстве Артмане мечтала стать адвокатом, защищать бедных людей.

Но ее мать была батрачкой в зажиточном доме, где дети хозяина мечтали выступать на сцене.

Маленькая Алида подслушивала их восторженные разговоры и незаметно для себя тоже влюбилась в театр. В школе над ней смеялись: “Батрачка в актрисы собралась”.

В 17 лет она поступила в актерскую студию при Художественном театре имени Яна Райниса. Именно тогда для благозвучности стала использовать свое второе имя. Поступление в актерскую студию поссорило Вию с матерью.

Однажды ночью девушка проснулась от громких рыданий. На полу возле ее кровати сидела мама и причитала: -Не ходи туда, доченька. Живи честным трудом.

Мама считала всех актрис распутными женщинами и надеялась, что единственная дочь одумается, выберет серьезную профессию.

Учеба в студии поначалу не очень складывалась.

Оказавшись среди городской молодежи, бывшая батрачка терялась и на занятиях не могла вымолвить ни слова.

Всерьез стоял вопрос о ее отчислении. Чтобы принять решение, девушку попросили сыграть этюд. Представить, что она в деревне, идет по огромному широкому полю.

Вия на мгновение закрыла глаза и вдруг почувствовала, как ветер играет в ее волосах, а она вдыхает запах только что скошенной травы. Она была так убедительна, так гармонична и проста, что ошеломила педагогов.

С ней начали заниматься особо. А Вия поняла главное — не надо бояться быть собой. В 1949 году Вию приняли в труппу театра имени Яна Райниса. Там же она познакомилась с известным актером Артуром Димитерсом.

В этом театре он был звездой. Умный, талантливый, острый на язык, он легко завоевывал сердца.

Вия тоже попала под его обаяние. Но Артур был женат и старше ее на 14 лет. И недавно в семье родился ребенок.

Поэтому, когда Димитерс стал ухаживать за ней, она, не задумываясь, отвергла. Артур стал преследовать Вию с удвоенной силой. В тот момент Вия играла свою первую главную роль в фильме “За лебединой стаей облаков”.

Первая роль и сразу главная. Лучше раскрыть свою Даце Страуме ей помог Артур. Он очень точно и очень тонко помог разобрать сложную героиню. Работа сблизила Вию с Артуром. Ей казалось, что словно она увидела Артура с другой стороны.

Как только тот оформил развод, они поженились. Муж стал для Вии постоянным партнером на сцене, главным советчиком и наставником. Но Артур не собирался ради молодой жены менять свой образ жизни.

Он увлекался молоденькими актрисами и не упускал дружеских попоек. Вия не жаловалась. Она оставалась идеальной женой. Содержала дом в чистоте. Вернувшись со съемок, ночь напролет пекла пирожки. Ее душевное состояние выдавало лишь одно: Вия стала курить.

Но вскоре появились новые проблемы. В середине 50-х Артмане снималась почти без перерыва. Вия пропадала на съемках, а ее муж сходил с ума от ревности.

Он всегда с некоторой иронией относился к жене и искренне не понимал, как эта крестьянка, которая учит текст роли, копаясь в огороде, вдруг стала идеалом для сотен тысяч людей.

В 1964 году в жизни Вии наступил новый этап. На экраны всего Советского Союза вышла пронзительная мелодрама режиссера Михаила Ершова “Родная кровь”.

«Неотесанный мужлан — медведь». Так про себя подумала Вия, когда увидела партнера по фильму Евгения Матвеева. От Матвеева не ускользнул пренебрежительный холодок в глазах прибалтийской актрисы.

Ему и всей съемочной группе Артмане вначале тоже не понравилась: надменная, на вопросы отвечает односложно. Анатолий Папанов, тоже игравший в этом фильме, признался Матвееву: — Как хорошо, что у меня нет с ней сцен. Я ее боюсь.

Матвеев не скрывал своих переживаний и говорил режиссеру: — Ну какая она паромщица? Ходит, как балерина.

-Не боись, Семеныч. Чую, дуэт сложится, — усмехался Ершов.

В 1965 году Вия родила дочь. Когда она с коляской гуляла по парку, к ней подходили друзья, поклонники. Улыбались, а потом вполголоса замечали про маленькую Кристиану: -Как похожа на Матвеева.

-Во-первых, в моем документе написано, что мой отец — Артур Карлович. Во-вторых, у меня никогда не было сомнений в том, что мой отец — Артур. Если у родителей и есть какие-то тайны, тогда пусть они и остаются их тайной.

Кристиана Димитере. Дочь.

Спустя много лет масла в огонь всей этой истории вольно или невольно подлил сын актрисы Каспар. Он рассказал, что мама однажды призналась ее жене Лиге, что у них с мужем был договор: он принимает ее дочь как дочь Матвеева, и они больше на эту тему не говорят.

-Мой брат так утверждал. Он один раз попросил у меня прощения, и я думаю, что этого хватит. Жизнь не такая длинная, чтобы ссориться.

Кристиана Димитере. Дочь.

Сама Артмане на эту тему никогда не говорила. Лишь иронично усмехалась, когда речь снова заходила о Матвееве. Хотя один раз все-же дала пищу для сплетен.

-Когда Евгению исполнилось 60 лет, он меня пригласил на свой юбилей.

Московские коллеги, увидев меня, говорили: -Смотрите, она тоже приехала. Значит, не врут. Правду говорит народ. Было у них тогда что-то.

-Было, было. Иначе нельзя сыграть что-то подобное. Невозможно.

Из выступления Вии Артмане.

До конца своей жизни Евгений Матвеев поздравлял Вию со всеми праздниками, звонил ей. Но когда они встречались на публике, актриса вела себя очень сдержанно.

*

Артмане всегда помнила слова матери: —Живи честно.

Какими бы сложными не были ее отношения с супругом, она не позволяла себе компрометировать его. Может, ее Артур и не был лучшим в мире мужем, но самым верным другом — это точно. Именно его одинокую фигуру она всегда видела у служебного входа, когда вечером после спектакля выходила из театра.

В середине 60-х на Вию Артмане обрушилась всесоюзная слава, которая полностью затмила известность ее мужа.

Главным успехам актриса была обязана пронзительной драме литовского режиссера Витаутаса Жалакявичюса “Никто не хотел умирать”. Для всей съемочной группы самой интригующей была любовная сцена на сеновале. Нужно было показать настоящую любовь, страсть.

Режиссер хотел сначала отрепетировать сцену, а потом уже снимать.

Но когда Банионис вышел на площадку, то был настолько взволнован, что это мгновенно передалось Артмане. Они смотрели друг на друга так, что режиссер понял: медлить нельзя. Когда фильм вышел на экраны, мгновенно поползли слухи, что между Артмане и Банионисом роман.

Но Вии некогда было обращать внимание на сплетников. Она переезжала с одной съемочной площадки на другую. В 1967 году она была уже на Свердловской киностудии, где снимали фильм “Сильные духом”.

В 1969 году Вия Артмане получила премию за свои актерские работы на Всесоюзном кинофестивале. Она стала знаменита не только в СССР, но и за рубежом. Но звездной болезнью не заразилась. Ей присвоили Звание Народной артистки СССР, избрали депутатом Верховного Совета. Она возглавила Союз театральных деятелей своей республики.

Ее имя открывало любые двери. Сотни людей благодаря ее хлопотам получили жилье. К ней часто обращались за помощью: достать лекарства, устроить ребенка в санаторий…

Могла ли актриса предположить, что годы спустя будет вызывать ненависть у сограждан, а ее имя станут втаптывать в грязь. Тогда в родной Латвии Вию считали национальной гордостью.

В 70-е годы Вия продолжала много сниматься. Со стороны казалось, что актрисе не на что жаловаться. Но в душе у Артмане было отчаяние, потому что режиссеры использовали только ее внешность. А тут еще и сын доставлял одни расстройства.

В течении нескольких лет Артмане безуспешно пыталась спасти сына. В 17 лет Каспар уже имел серьезные проблемы с алкоголем. Казалось, сын безудержно катился по наклонной. Как вдруг…

-Я нашел себе духовника. Монаха Православной церкви отца Евгения Румянцева. И он начал наставлять меня на христианский путь. Очень осторожно, очень тонко.

Каспар Димитерс.

Не успела Артмане порадоваться за сына, как начались волнения из-за Кристианы.

-Из-за богемного образа жизни сестра тоже пристрастилась к алкоголю. Но она тоже приняла православие. И мы с сестрой так начали спасаться.

Каспар Димитерс.

Чтобы быть еще ближе к сыну и дочери незадолго до смерти Артмане тоже приняла православие.

Утром 11 октября 2008 года Вию разбудили чьи-то голоса. “Наша Вия. Наша Вия”. Посреди палаты стояли две женщины в пижамах и смотрели на нее, странно улыбаясь. Это пациентки из другой палаты, которые узнали знаменитую соседку.

Медсестра подтолкнула непрошенных посетительниц к выходу. Женщины продолжали бормотать: “Наша Вия. Наша Вия”.

В городе шептались: «Дети сдали Артмане в сумасшедший дом».

После двух инсультов и инфаркта, которые она перенесла к началу 2000-х годов, здоровье актрисы было подорвано. В последние месяцы жизни серьезной проблемой стали пролежни: источник мучительной боли.

-Мы обзванивали разные больницы, а так как она была немножко психически нездорова, в детском уме, ее никуда не брали и говорили: “Мы психов не берем”.

Каспар Димитерс. Сын.

Первый инсульт Вия пережила после смерти мужа. Артура не стало в 1986 году. Он умер дома накануне вечернего спектакля. Для Артмане наступило время потерь. Советский Союз распался. Латвия провозгласила свою независимость, и недоброжелатели стали припоминать актрисе ее партийное прошлое.

Вия старалась не реагировать, но вскоре окружающим стало понятно, как глубоко она переживает. В 1993 году Артмане выселили из ее квартиры в центре Риги, где она прожила более сорока лет.

В конце 80-х — начале 90-х Артмане, если не была занята в театре, почти все время проводила на даче. Конечно, она мечтала о кино. Когда получала небольшие роли, то просто преображалась.

В эти годы Артмане несколько раз приглашали сниматься в Россию.

В 1995 году Вия Артмане перенесла второй инсульт. С большим трудом восстановилась и снова вышла на сцену. Последний раз Вия сыграла в спектакле в 1997 году и окончательно оставила сцену.

Днем 11 октября 2008 года на прогулке Вии стало плохо. Когда ее привезли в палату, она что-то говорила, будто не понимая, где она находится. К ней спешил врач, а Каспар срочно набирал номер сестры.

-Я как раз ехала к ним навестить ее. Она не была в сознании.

Кристиана Димитере.

Врач сообщил Каспару, что у мамы случился сердечный приступ. Состояние очень тяжелое.

В начале 2000-х годов негативные высказывания в адрес Артмане вдруг прекратились.

Латышские власти стали чествовать актрису. Наградили премией “За вклад в искусство театра и кино”. В 2007 году удостоили высшей награды Латвии — Ордена Трех звезд. Стоя на сцене, 78-летняя актриса плакала.

Вия Артмане умерла в больнице 11 октября 2008 года в три часа дня.

Однажды Артмане вдруг убежала со съемочной площадки картины “Родная кровь”. Снимали проходную сцену, где героиня выходит к завтраку. Все недоумевали.

Вия вернулась через несколько минут. Немного накрутила волосы, переодела блузку.

Режиссер недовольно вздохнул: — Дорогая, зачем эти усложнения?

-Так нужно. Нельзя Соне в этой сцене быть в ватнике и сапогах. Она должна быть наряднее, ведь она уже влюблена, — объяснила она.

Ершов тут же замолчал и дал команду “мотор”.

Каждую роль Вия Артмане продумывала до мелочей, отдавая ей частичку души.

Ведь недаром она была настоящей Королевой экрана.

Оцените статью
Вия Артмане. Над ней смеялись: “Батрачка в актрисы собралась”. Она не думала, что ее имя станут втаптывать в грязь
Владимир Конкин: Потеря жены и трудности в работе с Владимиром Высоцким. Непростая судьба звезды фильма «Место встречи изменить нельзя»