Король бессилен на брачном ложе

«Все знают, мой муж бессилен, первая его жена осталась невинной», — жаловалась молодая королева. Скоро уже невозможно будет скрыть округлившийся живот, нужно срочно заставить супруга исполнить свои обязанности.

Жуане Португальской было шестнадцать лет, когда ее выдали замуж за короля Кастилии и Леона Энрике IV, получившего обидное прозвище «Бессильный». Его первой королевой была тринадцатилетняя Бланка Наваррская, и папа римский расторг этот бесплодный союз.

Красавица Жуана должна была выполнить то, что не удалось Бланке, — подарить королю сыновей. Но как это сделать, если супруг посещает спальню жены так редко, а когда остается ночевать, чаще бывает пьян, чем страстен.

Португальская инфанта получила четкие инструкции, об этом позаботились приставленные к ней отцом опытные фрейлины. Было и еще одно условие брачного союза — если Жуана не родит наследника, ту вернут в Португалию. Такой позор поставит крест на будущем принцессы, так что она старалась изо всех сил.

Молодая королева любила яркие празднества и дорогие наряды, она охотно изобретала новые моды, которые тут же подхватывали дамы при дворе. Жуана носила низкие декольте, обнажающие ее белую грудь, и напропалую кокетничала с придворными сеньорами.

Именно ей приписывают изобретение кринолина, правда, тогда его носили поверх платья, а не как нижнее белье. Поговаривали, что такую форму платья Жуана изобрела для того, чтобы скрывать беременность.

Молодость и красота требовали внимания и ласки, пять лет бесплодного и тоскливого брака с Энрике IV Бессильным, занятым политическими играми и интригами, превратили Жуану в хитрую и скрытную женщину.

Она много времени проводила в обществе Бельтрана де ла Куэва, блестящего и галантного рыцаря, бесстрашного в бою и на любовном ложе. Поговаривали, что именно он отец дочери, рожденной Жуаной через шесть лет после свадьбы с королем.

Впрочем, сам Энрике не сомневался, что Хауна — его дочь. И только когда при дворе девочку открыто стали называть Бельтранихой, червь сомнения поселился в его душе. Бельтрана де ла Куэва удалили от двора, наградив титулом герцога Альбукерке, но ясно дав понять, что его присутствие рядом с королем и королевой больше не желательно.

Уязвленная гордость короля и скандал при дворе заставили Энрике отправить супругу в изгнание. Королева Жуана должна была поселиться в замке

Кока и ждать окончательного решения своей судьбы. Она отстаивала права своей дочери, в письмах убеждала короля, что Хуана — его дочь. Но поведение Жуаны в изгнании только укрепляло Энрике в ненависти к ней и уверенности в изменах.

Ведь вместо молитв и покаяния королева принимала в замке нового фаворита, племянника кардинала Фонсека, Педро де Кастилия Фонсека, от которого родила еще двух детей. Сомнения касательно их незаконнорожденности не имелось, все годы изгнания Хуаны король не встречался с ней лично.

В 1468 году Энрике IV добился развода с неверной королевой. Но вопрос о престолонаследии оставался открытым. Хуана воспитывалась как инфанта, в минуты благости король признавал ее законной дочерью, а в другие дни отказывался назначить наследницей.

В конце концов по требованию знати Энрике подписал договор, по которому наследницей короны становилась не его дочь, а сестра Изабелла.

После смерти короля, прозванного при жизни Бессильным, начались междоусобные распри. Жуана настаивала, что трон должен перейти к ее дочери Хуане, ее поддерживал Афонсо, король Португалии, родной брат Жуаны. Близкое родство не остановило мать от заключения брачного союза между тринадцатилетней Хуаной и ее дядей, королем.

В возрасте тридцати шести лет Жуана Португальская скончалась. Она так и не узнала, кому достанется трон. Через два года после ее смерти в битве при Торо Афонсу V был разбит войсками Изабеллы и ее супруга Фердинанда Арагонского. Кастилия и Леон восторженно приняли королеву Изабеллу.

А вот от Хуаны Бельтранихи все отвернулись. Ее супруг добился аннулирования брака, а Изабелла настояла, чтобы племянница была пострижена в монахини. Впрочем, Хуана не желала смириться со своей участью, она даже в монастыре строила планы и приняла предложение руки и сердца пятнадцатилетнего короля Наварры.

Жених очень внезапно скончался, лишив Хуану последней надежды. Но до конца своей жизни Хуана подписывала письма «La Reina», «Королева».

В заточении монастыря она пережила тетушку Изабеллу и ее супруга Фердинанда, своего бывшего супруга и многих других.

Оцените статью