Они были очень похожи — кинодива и дизайнер русского происхождения Валентина Санина. Обе невероятные красавицы с аристократичными манерами. И если имя первой стало нарицательным, то блистательный модельер оказалась незаслуженно забытой.
*
Валентина родилась в Киеве то ли в 1894 году, то ли в 1899 — биографические данные разнятся. Тем более, что бежав от революции, она вынуждена была покупать поддельный греческий паспорт.
Сама она рассказывала, что до революции училась театральному искусству и даже служила в Харьковском театре. Где-то там познакомилась с певцом Александром Вертинским.
На меня медленно глянули безмятежно спокойные, огромные голубые глаза с длинными ресницами, и узкая, редкой красоты рука с длинными пальцами протянулась ко мне. Она была очень эффектна, эта женщина.
Её голова была точно в тяжёлой золотой короне. У неё были чуть раскосые скулы, красиво изогнутый, немножко иронический рот.
Кроме того, она ещё была очень похожа на пушистую ангорскую кошку. Санина лениво тянула через соломинку какой‑то гренадин и спокойно разглядывала меня, как змея кролика, перед тем как проглотить.
Александр Вертинский, Мемуары, 1918 год
Он был влюблен в красавицу и долгие годы хранил ее письма, хотя позже отомстит ей. Революция развела их судьбы.
Валентина стремилась попасть на немецкий корабль, который отправлялся из Севастополя в Константинополь, с собой у нее были фамильные драгоценности и она очень опасалась, чтобы ее не обокрали.
К счастью, она познакомилась с Георгием Шлее, с которым после скиталась по Европе в течение нескольких лет. Он вероятно происходил из знаменитой крымский династии немецкого происхождения Шлее, и как покажут дальнейшие события, станет успешным финансистом и предпринимателем.
В 1923 году они прибыли в США в составе танцевальной группы «Летучая мышь» и остались там. Это было время, когда Америка набирала силу, здесь довольно быстро можно было сколотить состояние, появлялись нувориши, которые нуждались в роскоши и богатстве.
Георгий Шлее, в США он станет Джоржем, и Валентина Санина быстро влились в местную богему, феномен которой назывался общество Cafe. Бежавшие аристократы из России наверняка выглядели очень интересно и экзотично, они были хорошо образованы, имели безупречный вкус.
Валентина мечтала о сцене, но ее английский был не идеальным, что ставило крест на карьере. И тем не менее без нее невозможно будет представить Голливуд.
*
*
Это была эпоха джаза, когда девушки носили прямые бесформенные платься с заниженной талией, но Валентина сама шила себе наряды, которые подчеркивали ее женственность. Она пыталась устроиться в Дом моды, но настолько не соответствовала их стилю, что ей отказали.
Зато богатая клиентка увидела большую перспективу и уговорила мужа стать инвестором, он выписал чек в $10 тыс. на создание компании Valentina Gowns.
И буквально за год Валентина обзавелась собственной клиентурой, что немаловажно, с хорошими доходами. К началу 30-х годов ее прибыль составила $90 тыс., а средняя цена платья доходила до немыслимым по тем временам $250.
Чтобы отточить мастерство, Валентина отправилась в Париж и вернулась с убеждением: «Я выучила только одну вещь, и это никогда не быть копией». И она действительно создала свой собственный узнаваемый стиль, невероятно элегантный.
С 30-х годов он ворвется в американскую киноиндустрию и станет основой для «голливудского гламура». Известно, что первые кинонаряды, которые сшила Валентина, сразу заметили критики, что открыло ей дорогу на киноолимп. Она одевала практически всех кинодив того времени: Кэтрин Хепберн, Глорию Суонсон, Кэтрин Корнелл и других.
Но самое главное, Валентина стала главным дизайнером и модельером Греты Гарбо. Известно, что каждое третье платье кинодивы было сшито Валентиной, она изготавливала для Гарбо шляпки, перчатки и другие аксессуары.
Они были невероятно похожи и дружили. Их даже иногда путали и приходили к Валентине за автографом. Неудивительно, ведь Валентина оставалась фотомоделью, демонстрируя собственные наряды, ее много снимали для журналов, не только женских, но и к примеру для Life, который всегда был довольно влиятельным в США.
В 1948 году журнал Vogue опубликовал фотосессию из квартиры Валентины Шлее. На одном из снимков видно в зеркале отражение ее мужа — Джорджа Шлее. К тому времени он стал успешным финансистом.
*
*
Валентине здесь уже под 50 лет. Она выглядит по-прежнему хорошо. Однако Александр Вертинский, прежний ее обожатель, встретив ее в 1949 году, написал довольно злые стихи.
«Где теперь вы вянете, старея?
Годы ловят женщин в сеть морщин –
Так в стакане вянет орхидея,
Если в воду ей не бросить аспирин.
Хорошо, что вы не здесь, в Союзе.
Что б вы делали у нас теперь,
когда Наши женщины – не вампы, не медузы,
А разумно кончившие ВУЗы
Воины науки и труда!…
Как Вы были мне когда-то близки!
Как от Вас кружилась голова!»
Александр Вертинский, 1946 год
Стихи были несправедливыми, ведь Валентина не вамп и не медуза, она сама, своим трудом и талантом пробивала себе дорогу.
Еще одно предательство случилось совсем рядом. Дружба с Гретой Гарбо была настолько близкой, что они всюду стали появляться втроем с мужем Валентины.
Пошли нехорошие слухи. В 1953 году Грета Гарбо даже переехала в тот же дом, где жили Шлее и Валентина. В конце-концов, она буквально «приватизировала» ее мужа Джорджа Шлее.
Рассказывают романтическую историю, что их встреча произошла в мастерской Валентины, где Грета Гарбо примеряла какой-тио наряд и неплотно задернула полог примерочной. И якобы Шлее влюбился, но скорее всего речь не шла о страсти, а о тонком расчете.
Любопытно, что Грета Гарбо слыла очень холодной дамой. Она много лет отвергала любовь талантливого фотограф и дизайнера Сесила Битона.
И скорее всего связь со Шлее была платонической, тот был довольно богат, и занимался финансами и делами Гарбо, просто был удобным для кинодивы, она его приблизила и не отпускала. Хотя в глазах посторонних выглядело наоборот.
«Она снова опутана по рукам и ногам своей странной преданностью этому довольно-таки зловещему Распутину из «Дорожной Компании», и я даже не представляю, удастся ли ей когда-нибудь освободиться от этих пут. Этот ее друг ужасно ревнив и настоящий хищник. Он словно околдовал ее. Все это весьма прискорбно.
Когда мы все-таки встречаемся, то пылаем, как два дома, охваченные пламенем. Непохоже, однако, чтобы ей снова удалось улизнуть от него»; «…то, как ему удалось взять в свои руки интересы Гарбо, вселяет тревогу, и я не вижу никакой возможности освободить ее из-под его влияния; и хотя общество друг друга их больше не возбуждает и они частенько сидят, не проронив ни слова, она придает чувство важности его тоскливому существованию, и вряд ли он позволит ей выскользнуть из его мертвой хватки.
Она же, в свою очередь, до глубины души глубоко тронута его преданностью и его попытками помочь ей, и это еще теснее привязывает их друг к другу».
Cесил Битон, фотограф, дизайнер, икона стиля. Дневники. Цитата по изданию Софья Бенуа. Грета Гарбо. Исповедь падшего ангела
*
К тому моменту дружба между Гретой Гарбо и Валентиной прекратилась, поскольку отношения явно выходили за рамки нормальных. Тем не менее они продолжали жить рядом, стараясь не попадаться друг другу на глаза. Будучи довольно умной и острой на язык дамой, Валентина стала называть Грету «пятый этаж», а при случайном столкновении будто невзначай крестилась.
Тем не менее Шлее не уходил от Валентины и после долгих путешествий по Европе с Гретой возвращался к жене. Он умер в 1964 году от сердечного приступа. И, самое удивительное, оказалось, что Шлее свои капиталы завещал Грете Гарбо, а не супруге, с которой прожил всю жизнь и разделил тяжелые годы скитаний в эмиграции.
Валентина на тот момент уже закрыла свой Дом моды, произошло это в 1957 году. Во-первых, доходов супруга хватало, чтобы вести безбедную жизнь, кроме того, дизайнеру не нравилось, что мир моды больше склоняется к угловатым подросткам, а не элегантным женщинам, которых всю жизнь воспевала Валентина в своих платьях и аксессуарах.
На протяжении 25 лет после смерти Шлее Валентина и Грета Гарбо прожили рядом в одном доме. Известно, что у них был составлен даже график перемещений, чтобы избегать встретить друг друга в холле здания.
Если верить биографическим данным, Валентина Санина-Шлее прожила 90 лет, и умерла в 1989 году. Через год скончалась и ее соперница Грета Гарбо.
Многие наряды Валентины попали в музеи мира, а ее имя занесено в Зал славы самых стильных женщин. В 2009 году в Музее Нью-Йорка прошла выставка нарядов, сшитых Валентиной, чтобы напомнить о ее вкладе в мировую культуру.