Великая княжна Мария Павловна. Детство в семье дяди и тети

-Бедняжка. — сочувственно произнесла Елизавета Федоровна, ласково проведя по волосам очаровательной девчушки. — Она слишком мала и не понимает, какое горе на нее обрушилось.

Мать девочки скончалась на шестой день после того, как родила ее брата.

6 сентября 1891 года Александра Георгиевна преждевременно родила сына. Роды были неожиданные, на помощь пришла лишь деревенская повивальная бабка. Когда прибыли врачи, роженица находилась в коме. 12 сентября, так и не придя в сознание, Александра Георгиевна скончалась.

Великий князь Павел Александрович, потерявший молодую супругу, был так потрясен потерей, что первое время не мог заниматься детьми.

Новорожденный Дмитрий и полуторагодовалая Мария оставались несколько месяцев в Ильинском, в усадьбе великокняжеской четы Сергея Александровича и Елизаветы Федоровны. Сергей Александрович был родным братом Павла Александровича.

Когда Дмитрий окреп для путешествия, детей перевезли к отцу в Петербург.

Мария родилась 6 апреля 1890 года. Она была дочерью великого князя Павла Александровича и греческой принцессы Александры Георгиевны. Брак родителей Марии был счастливым, но коротким. В сентябре 1891 года Александра Георгиевна родила второго ребенка и скончалась.

Павел Александрович поручил детей заботам нянек, а сам старался дважды в день посещать их.

До шести лет великая княжна не умела разговаривать на русском языке, а все потому, что все во дворце общались по-английски.

Отец много значил для Марии. Лишенная материнской любви, она была всем сердцем привязана к нему и вспоминала, как вместе с Дмитрием делала для отца подарки:

Месяцами Дмитрий и я занимались рукоделием, создавая с огромным старанием лишенные всякого изящества подушечки, перочистки, вырезанные салфетки и обложки для книг ему в подарок.

Когда мы стали немного постарше, он попросил нас, ради своей же пользы, отказаться от рукоделия; мы откладывали деньги и с волнением покупали в магазинах другие, такие же ненужные и некрасивые вещи, которые из уважения не выбрасывали, а потому они, бесполезные и уродливые, год за годом копились в темноте гардеробных.

Когда Марии было одиннадцать лет, она вместе с Дмитрием подбежали к кабинету отца и не постучав, распахнули дверь и тут же испуганно отпрянули от нее. Павел Александрович был не один. Он сидел в кресле, а рядом с ним стояла дама в красивом платье. Женщина обернулась и, увидев детей, приветливо помахала им.

Мария с братом переглянулись и, закрыв дверь, бросились бежать. Вслед им раздавалось:

-Мария, Дмитрий! Идите сюда.

Интуитивно оба ребенка почувствовали, что в жизни отца произошла перемена. Через несколько месяцев грянул гром… Летом 1902 года Павел Александрович попрощался с детьми и уехал за границу, а осенью Мария получила письмо, где он писал, что женился на Ольге Валерьяновне Пистолькорс.

Дети восприняли новость плохо. И Мария и Дмитрий плакали и не могли поверить, что у отца появилась жена, но худшая новость их ждала впереди…

Так как брак был тайным и совершен наперекор императорской семье, государь приказал великому князю не возвращаться в Россию. Опекунами Марии и Дмитрия назначили великого князя Сергея Александровича и великую княгиню Елизавету Федоровну.

Сергей Александрович давно привязался к детям, которые часто гостили у него в Ильинском, и радостно сообщил им:

-Отныне я ваш отец, а вы — мои дети!

Мария и Дмитрий не могли разделить его радость, они тосковали по настоящему отцу и не понимали, как при живом родителе, их сделали сиротами.

Мария вспоминала:

Я скучала по отцу и часто спрашивала о нем у дяди. Он терпеливо отвечал на мои вопросы, но явно осуждал отца, говорил о нем в обидно–высокомерной манере, в которой проскальзывало ревнивое чувство, и это меня огорчало.

Спустя год Марии удалось повидаться с отцом. Они были в Баварии, и Сергей Александрович организовал долгожданную встречу, правда, не упустил возможности сказать брату, что теперь он принимает решение о судьбе детей.

Дядя Сергей холодно заметил, что теперь мы на его попечении, и у него все права, от которых отказался отец. — писала в своих мемуарах Мария.

— То не были пустые слова, он стал нашим опекуном и мог принимать решения без всяких согласований с отцом, и отец, который невероятно страдал от такого положения дел, был абсолютно не вправе предпринять что либо или протестовать.

Жизнь Марии у Сергея Александровича и Елизаветы Федоровны была комфортной. Дядя любил своих племянников и, будучи строгим с окружающими, детей окружал лаской.

В феврале 1905 года семейная идиллия была разрушена. В карету Сергея Александровича бросили бомбу. Он погиб мгновенно. Марии и Дмитрию сильно повезло, так как великого князя собирались убить двумя днями ранее, но тогда в карете рядом с ним находились они…

Террорист увидел детей и не решился кидать бомбу. Свой замысел он воплотил, когда великий князь был без детей.

После убийства Сергея Александровича Мария не знала, что ждет ее и брата в будущем.

-Как ты думаешь, мы будем счастливей, чем были? — тихо спросил сестру Дмитрий.

Мария промолчала.

Трагическая гибель мужа потрясла Елизавету Федоровну. Больше в их доме не звучал смех. К тому времени в Россию вернулся Павел Александрович, в связи с событиями, государь позволил ему приехать.

Отец пытался забрать детей себе, но великая княгиня не отдавала ему их, считая, что дети теперь должны быть при ней в память об убитом муже.

Елизавета Федоровна организовала в своем имении госпиталь для раненых и ухаживала за ними. Она пыталась привлечь Марию к делу.

Великая княжна вспоминала:

Я усердно посещала раненых, но быстро утратила к этому интерес. Меня раздражало, что они берутся рассуждать о вещах, в которых совершенно не разбираются. Тетю огорчало, что я не расположена помогать ей.

Она упрекала меня, а я понимала, что не смогу вразумительно изложить ей свои доводы, да и вообще лучше ей не знать, что я думаю на этот счет.

Недопонимания между тетей и племянницей с каждым днем увеличивались.

К 1908 году Елизавета Федоровна решила, что Марию нужно выдать замуж. Она действовала из лучших побуждений, не осознавая, что вредит своей воспитаннице.

Однажды Мария увидела на столе телеграмму, в которой упоминалось ее имя. Она взяла бумагу и, прочитав, побледнела. Там было написано, что шведская кронпринцесса хочет срочно видеть последние фотографии великой княжны Марии Павловны и требует незамедлительно их отправить в Стокгольм.

Потрясенная Мария поняла, что тетушка решила выдать ее замуж.

Детство было завершено. Впереди великую княжну ждала жизнь с нелюбимым мужем на чужбине.

Оцените статью
Великая княжна Мария Павловна. Детство в семье дяди и тети
Телеведущие Светлана Зейналова и Ирада Зейналова: как складываются судьбы двух родных и разных сестёр