Страсти по балерине

«Вы должны смириться! А ежели продолжите сопротивляться, будете направлены в лечебницу умалишённых!», — генерал требовал беспрекословного подчинения, он привык повелевать, и звучный его голос громовыми раскатами звучал в маленькой гримерке балерины.

После этого визита мадемуазель Новицкая долго рыдала, а после слегла с нервным приступом. Что ж, ее соперница победила, главная роль в балете досталась Екатерине Телешевой.

За кулисами Телешеву давно уже называли султаншей. Генерал Михаил Андреевич Милорадович никому не позволял спорить с балериной, и все главные роли доставались только ей одной. Императорский театр в Санкт-Петербурге называли сералем, олений парком, на манер короля Людовика XVI, принадлежавшим Милорадовичу.

Герой войны 1812 года, член Государственного совета, военный генерал-губернатор столицы, он испытывал особую слабость перед актрисами и танцовщицами, и ими одними мог считать себя побежденным.

Исполняя должность президента Театрального комитета России, Милорадович инспектировал театры во всей стране и театральные училища. А на императорский театр умел добиться невероятных субсидий от государства и обустроил его как дворец, реставрируя и ремонтируя, выделяя большие суммы на декорации, постановки и приглашения звезд.

Не стоит полагать, что военный генерал занимался только театрами, но это была его отдушина.

А главным счастьем была благодарность хорошеньких актрис. Каково было удивление, когда Михаил Андреевич перестал уделять внимание всем другим, кроме Екатерины Алексеевны Телешевой.

Сея прелестная нимфа имела весьма достойное происхождение, выходя из обедневшего, но дворянского семейства. Уже будучи ученицей театрального училища, она обратила на себя внимание педагогов и получила приглашение стать солисткой Большого театра в Санкт-Петербурге.

«При самой очаровательной наружности имела она столько чувств и игры, что увлекала самого бесстрастного зрителя», — писали о Телешевой в газетах. «Сия юная питомица Терпсихоры, отличная в трудном искусстве пантомимы, все свои роли разыгрывает с необыкновенною приятностию и редким успехом.

Она подает еще большие надежды привязанностью своею к драматическому искусству и постепенным стремлением к усовершению».

Среди ее поклонников был писатель и дипломат Александр Грибоедов и многие другие. Но всем им пришлось отступить, когда появился генерал Милорадович.

Ради изящных ножек Телешовой, ее грации и очарования генерал забыл всех других. А его любовные похождения вполне отражали дух эпохи. Мадам де Сталь писала, что мечтала бы о таком муже, у них был короткий роман.

Богатейшая невеста империи, дочь Алексея Орлова-Чесменского, была влюблена в Милорадовича и подарила ему бриллиантовый перстень своего героического отца.

Но с 1820 года и до самой своей смерти Михаил Андреевич принадлежал лишь Екатерине Телешевой.

Однажды он стал виновником скандала. Балерина Анастасия Новицкая отказывалась танцевать вторые партии в балетах, где главные роли отдавали «султанше», она и сама была примой, но не имела столь влиятельного покровителя, который мог бы соперничать с Милорадовичем.

Ненавидя соперницу по сцене, Новицкая распускала сплетни и слухи и охотно устраивала «шутки», вроде порчи костюмов или балетных туфель. После очередной жалобы своей султанши Милорадович имел личную беседу с Новицкой.

Он угрожал ей сумасшедшим домом, если та не угомонится. И генерал был весьма свиреп, ведь после этого разговора балерина слегла в нервной горячке.

Вдовствующая императрица Мария Федоровна, узнав о происшествии, высказала генералу свое осуждение о неуместности его поведения. Тогда Милорадович с букетом цветов отправился к больной Новицкой, чтобы испросить прощения. Но та, услышав, что в гостиной ее ждет генерал, испытала еще больший шок и через несколько дней скончалась.

14 декабря 1825 года Михаил Андреевич был в квартире балерины Телешевой, когда ему сообщили о восстании на Сенатской площади. Из ее дома отправился он усмирять восставших.

По своим убеждениям генерал желал бы видеть на российском престоле царем Константина Павловича, но тот отказался от этой чести, и теперь Милорадовичу нужно было убедить восставших отступить.

Он смело выехал на коне в самую гущу событий и начал свою речь. Почувствовав, что солдаты готовы прислушаться к боевому генералу, герою 1812 года, заговорщик Петр Каховский выпустил две пули. Обе попали в цель, Милорадович был смертельно ранен.

Умирая, он радовался, что пуля была выпущена дворянином, горькая гордость.

Балерина Екатерина Телешева после смерти своего покровителя продолжила выступать и даже получила звание придворной балерины. Она стала гражданской женой богатого купца Афанасия Шишмарева и родила ему шестерых детей.

Театр даже специально включил в контракт балерины пункт, что ей не будут выплачивать жалование, пока она не может выступать на сцене. В тридцать восемь лет Телешева оставила танцы и дожила до 1858 года, не зная бедности и нужды.

Оцените статью