Коллеги часто называли Алексея Петренко мазохистом, настолько сильно он вживался в каждую свою роль, словно бы пропуская грехи и чаяния каждого персонажа сквозь свою душу. С ним было непросто как знакомым и друзьям, так и женщинам.
Даже с собственной дочерью актер не смог выстроить теплых отношений. Однако отрицать то, что Петренко был, вне сомнений, личностью выдающейся, никто не осмелился. А с такими людьми всегда нелегко.
Алексей Петренко появился на свет в простой крестьянской семье, не имеющей никакого отношения к искусству, однако тяга к сцене у него была с детства. Окончив школу он пытался поступить в театральное, но провалил экзамены.
Вовсе не из-за отсутствия таланта, а из-за элементарного отсутствия базовых школьных знаний – учился в школе Петренко из рук вон плохо. Лишь на третий год Алексею удалось поступить в харьковский театральный институт.
В институте, на одной из вечеринок Петренко познакомился со студенткой консерватории Аллой Сандлер. А уже на пятом курсе Алла стала законной супругой Алексея. Вскоре в семье появилась дочь Полина.
Петренко после получения диплома стал актером Запорожского театра. Но текущее положение дел его не устраивало – он хотел большего. С огромным трудом ему удалось добиться показа у худрука Театра им. Ленсовета Игоря Владимирова.
Этот показ стал судьбоносным – Петренко был принят в труппу и вместе с семьей переехал в Ленинград. Алла неустанно занималась домом – хотела, чтобы талантливый муж, возвращаясь со съемок и репетиций, чувствовал себя комфортно и уютно.
В кино Петренко начал активно сниматься в конце 1960-х – и сразу началась череда блестящих ролей в таких известных фильмах как »Король Лир», «Укрощение строптивой», «Двадцать дней без войны», «Ключ без права передачи», «Женитьба» …
А тем временем до краха семьи оставалось совсем немного.
Во время съемок в фильме «Беда» Лидия Федосеева-Шукшина уговорила Петренко отправиться вместе с ней в гости к своей давней знакомой, которая приехала в Ленинград из Москвы и остановилась в гостинице. Той самой подругой была Галина Кожухова, с которой, по словам Петренко, у них случилась любовь с первого взгляда.
Вскоре Петренко получил приглашение от Анатолия Эфроса и поехал в Москву, где был зачислен в труппу Театра на Малой Бронной. Алла с дочкой остались в Ленинграде и ждали, когда Петренко заберет их в столицу. Однако актер сразу же поселился в квартире Галины Кожуховой и о том, чтобы забрать семью из Ленинграда даже не помышлял.
Через некоторое время супруга Петренко получила анонимку ,из которой узнала, где и с кем живет ее муж. После этого она попросила супруга отдать ей ключи от квартиры и подала на развод. После развода они больше не виделись.
Дочь Полина переехала к отцу в столицу, но вскоре решила вернуться в Ленинград, к матери. Когда она решилась на отъезд, отец заявил, что если она уйдет, то уйдет навсегда. Но Полина ушла, а конфликт между ней и отцом продлился вплоть до ухода из жизни Петренко.
С Галиной Кожуховой Петренко прожил более 30 лет. Ее сына он принял как родного. В 2009 актер овдовел. Уход Галины из жизни стал для него огромной потерей. Но в одиночестве Петренко оставался не долго.
Новой избранницей актера стала режиссер-документалист, руководитель студии «Киргизфильм» Азима Абдумаминова. Знаком с ней Петренко был давно, но отношения были сугубо деловыми. Роман вспыхнул после встречи на очередном кинофестивале.
Петренко вскоре сделал Азиме предложение, которое она с радостью приняла. Разница в возрасте в 33 года ни его, ни ее не смущала. Ради супруга Азима сменила веру, став православной христианкой. Супруги не только зарегистрировали брак в загсе, но и обвенчались.
Младшие дети Азимы стали жить с ними, а старшие остались в Киргизии. Абдумаминова утверждает, что младшая дочь Меланья, которой Петренко дал свою фамилию – это его родная дочь.
А вот с Полиной у актера отношения по-прежнему были натянутыми. Даже когда Петренко увидел внучку, не особенно растрогался.
Петренко не стало в феврале 2017, а после его ухода дочь Полина и вдова Азима начали выяснять отношения, делить наследство и обвинять друг друга во всех смертных грехах. Он этого уже не увидел.