Шанс для бесприданницы

Разница в 35 лет не беспокоила её. Куда важнее было, что князь Голицын богат и влюблен. К ногам этой девушки, фрейлины императрицы, он готовился бросить всё, чем владел. Вот и братья Александры, у которых не имелось ни гроша за душой, тоже приободрились.

Какой шанс для бесприданницы! Какая возможность для них самих! Дело оставалось за малым, и князь Голицын обещал всё уладить…

Чёрные брови Авдотьи резко взметнулись ко лбу.

— Развод? – с презрением воскликнула она. – И это предлагаете мне ВЫ?

Ни для кого не было тайной, что князь и княгиня Голицыны не ладят с момента своей свадьбы. Их поженили в 1799-м, по воле императора Павла I (тот любил устраивать браки своих подданных), но супруги практически сразу начали жить раздельно.

Красавица Авдотья предпочла колесить по Европе, её супруг оставался на службе в Петербурге. Разумеется, у каждого вскоре возникли свои увлечения, и вот уже Авдотья бросилась к мужу за разводом.

Она влюбилась! Она хотела выйти замуж за флигель-адъютанта Долгорукова. Отношения с этим милым юношей стали смыслом жизни для Авдотьи, но муж сказал решительное «нет» … В 1808 году Долгорукова убили, и княгиня почернела от горя.

Она не смогла простить князя Голицына за то, что он не дал ей возможности быть счастливой. Хотя бы недолгое время.

И вот теперь он сам пришел просить о том же. Он – этот спокойный, с виду такой равнодушный ко всему человек – влюбился с пылкостью молодого корнета! И теперь Авдотья нанесла свой ответный удар:

— Я говорю вам: «Нет!». – веско произнесла она. – Этого не будет.

Сергей Михайлович пожал плечами. Сдаваться он не собирался, и продолжал ухаживать за девушкой, которая так много значила для него.

Её звали Александрой Россет, и, по окончанию Екатерининского института, она получила должность фрейлины при императрице. Сирота и бесприданница, эта девушка, тем не менее, пользовалась большим успехом у мужчин:

«Кто хвалил ее черные глаза, иногда улыбающиеся, иногда огнестрельные; кто – стройное и маленькое ушко, эту аристократическую женскую примету, как и ручка…; кто любовался ее красивою и своеобразною миловидностью».

У Александры была особенность, выделявшая ее среди прочих – она обладала великолепным чувством юмора и острым язычком. Шутки мадмуазель Россет весело повторяли за нею. Остроты, которые она роняла совершенно невозмутимо, мигом становились популярными.

Её обожали за всё это! И Голицын потерял голову. Хорошенькая, молодая, центр всеобщего внимания – о такой жене он мечтал! Пусть Александра и не была такой роскошной красавицей, как Авдотья, она была живой и яркой. А вот свою княгиню Голицын сравнивал с холодной мраморной статуей…

Он делал предложение. Он не боялся казаться смешным. 35 лет разницы – что за пустяк? Родители Александры Россет (к тому времени, они уже оба упокоились), поженились почти с такой же – 33 года. И ведь были счастливы! И обзавелись столькими детьми! У Александры было четыре родных брата.

«Шанс для бесприданницы», — шушукались злые языки. Конечно, и у Александры хватало недоброжелателей. Но надменнее всех на неё смотрела княгиня Голицына. Она не упускала случая заметить, что место занято! И что князю, перво-наперво, нужно развестись.

Князь был практически полностью уверен, что он получит развод. Они с женой давно жили порознь. Детей не было. Имелись все основания считать, что им позволят разойтись. Поверили в это и братья Александры, и уже тихонько поздравляли сестру с такой блестящей партией.

Голицын пошел еще дальше! Он сделал невероятные дары… для всех братьев Россет. Каждому он выделил по 100 тысяч рублей, что в 1830-м году было огромной суммой.

Пусть вам не покажется это странным – в девятнадцатом столетии женихи дарили свадебные подарки не только своим невестам, но и обязательно её родным. Поскольку отца и матери у Александры не было, подношения достались братьям.

— Я не дам развода. – повторила Авдотья. – Вы не сможете жениться на своей молоденькой фрейлине.

Голицын умолял. Вставал на колени. Угрожал. Но Авдотья была непоколебима. Раздавленный этим, князь отправился к любимой девушке. И честно признался, что ничего не получится. Он очень старался, но всё бесполезно.

Возникла щекотливая ситуация. Братья уже получили деньги. И даже кое-что потратили. Значит – надо отдавать? 400 тысяч рублей – боже, какая сумма! На семейном совете было принято решение, что нужно вернуть всё до копейки. Иначе – бесчестье, позор…

Поскольку сразу отдать полную сумму не получалось, следовало изыскать недостающие деньги. Но где, если у семейства ничего не имелось? И тогда Александра Россет поняла, что замуж все-таки придется идти по расчёту. За кого-то другого. По счастью, за ней всегда ухаживали…

11 января 1832 года она сочеталась браком с чиновником министерства иностранных дел, Николаем Смирновым. Он владел усадьбой Спасское, у него было 6 тысяч крепостных душ и хороший годовой доход.

Венчали молодых в придворной церкви Зимнего дворца, в присутствии императорской фамилии. В октябре того же года у новоявленных супругов появился первый ребенок.

Александра Смирнова-Россет дала жизнь девочкам-близнецам в 1834-м году, потом на свет появились еще две дочери и сын. Не любя мужа, она поддерживала с ним ровные, почти дружеские отношения.

Вместе с ним обустраивала поместье, жила в Калуге, куда Смирнов был назначен губернатором. Умерла она в Париже, в 1882-м году.

Князь Голицын покинул этот мир 1859-м году. Развода он так и не получил.

Оцените статью