Надсмотрщик тащил рабыню к большому деревянному столбу. Все знали, что это означает, и на секунду прекратили работать. Внучка хозяйки опять была чем-то недовольна, и нашла новый объект для наказания. Девушка кричала, а на балкон дома с колоннами вышла надменная Элиза Кастис. Она решила лично посмотреть, как будет проходить порка.
— Тебя подарят ей, слышала? – тихо произнес Остин своей младшей сестре, которая замерла на ступеньках хозяйского дома. – На свадьбу с мистером Лоу.
Уна задрожала. Попасть к Элизе – это все равно, что попасть в ад. На всю округу прогремела слава о ней, как о жестокой хозяйке. Даже подумать об этом было страшно. В мае 1796 года она всё для себя решила.
— Пусть она будет свободной, сэр! – плакала рабыня. – Ее отец – вольный человек!
— Отец – да. – проговорил Джордж Вашингтон. – Но она и твоя дочь. Отец сможет заплатить за девочку выкуп?
Бетти опустила голову. Конечно, наемный рабочий Эндрю Джадж не мог выкупить новорожденную Уну. И черной девочке предстояло всю жизнь гнуть спину на это семейство. Если, конечно, хозяева не решат ее продать. Или подарить кому-нибудь.
В поместье Маунт-Вернон работали люди самого Вашингтона и те, что принадлежали его жене. Марта Вашингтон была богатой наследницей, и как раз ее деньги в большей степени обеспечивали прекрасное существование семьи.
Помимо рабов держали и прислугу по найму: обычно квалифицированных рабочих, поваров или портных, как Эндрю Джадж. Ловко обращаясь с иголкой, Эндрю обшивал не только хозяйку и ее родню, но и шил одежду для домашней прислуги.
С Бетти – урожденной нигерийкой – его связывали недолгие отношения. Но этого хватило, чтобы на свет появилась Уна. Кроме этой девочки, у Бетти были и другие дети, прижитые от рабов. Но Уна была особенной, ведь ее отцом стал свободный человек.
Даже внешне она сильно отличалась от прочих негритянок: у нее была куда более светлая кожа, веснушки… Поэтому женщина очень надеялась, что мистер Джордж Вашингтон даст ей свободу.
Но ничего подобного в планы рабовладельца не входило. Сначала Уна жила в хижине с матерью, потом ее отправили в детскую Вашингтонов – развлекать внучек миссис Марты. Нелли была тихой девочкой, а вот Элиза… Все время норовила устроить скандал.
Со временем у Уны появилось множество мелких обязанностей по дому: стоять с опахалом, пока спят юные мисс, чтобы отгонять от них мух. Набирать для них свежую воду в кувшины, чтобы девочки умывались поутру. Она натирала полы, меняла букеты в вазах…
В 1789 году для Уны все резко изменилось: ее забрали в Нью-Йорк! Тогда этот город на время стал столицей Соединенных штатов Америки. Спустя год столицу переместили в Филадельфию, и президент Джордж Вашингтон обосновался там. Уна была среди восьми рабов, которых он взял с собой. И вот здесь возникла сложность!
Дело в том, что в штате Пенсильвания был принят закон о постепенной отмене рабства. Смысл заключался вот в чем: если в семье рождался раб, он должен был служить ей до… 28 лет. Потом он обретал свободу. Со временем ввели ограничения на ввоз новых бесправных работников… А мистер Джордж Вашингтон от своих бесплатных трудящихся отказываться не собирался!
Он придумал выход: как только его рабу исполнялось 27 лет, того сразу же отсылали из Филадельфии в поместье. И тогда никакая свобода бедолаге не светила бы! Уна видела, как у нее на глазах отсылают Остина, ее брата. Затем такая же участь постигла и других слуг. Вашингтон не собирался никого отпускать, ему требовались бесплатные руки для обработки его плантаций.
На лето семейство Вашингтон чаще всего уезжало в поместье, но осенью возвращалось назад. В конце мая 1796 года Уна находилась в Маунт-Верноне. Туда же приехала погостить одна из подросших внучек хозяйки, мисс Элизабет Каситс. Все знали эту надменную белую леди – она была жестока и несправедлива. Дня не проходило, чтобы мисс кого-нибудь не наказала.
— Тебя хотят ей подарить! – шепнул на ухо сестре – Остин.
От страха у Уны перехватило дыхание. А потом она услышала от самой миссис Марты: да, мисс Элизабет выходит замуж. И Уна станет ее личной горничной. Ее нарядят в красивое платье, дадут ей букет белых роз, и она положит их перед ногами своей новой хозяйки…
Не раздумывая ни минуты, Уна решила бежать. Когда все уснули, она собрала маленький узелок и… покинула поместье. А 23 мая уже появилось объявление в «Газете Филадельфии»:
«Сбежала рабыня Уна Джадж, девушка-мулатка, с веснушками на лице… У нее черные глаза и густые черные волосы… Рост средний, изящная, стройная, около 20 лет. Десять долларов будет выплачено всякому, кто доставит ее домой».
Уна сумела добраться до порта, а там села на корабль «Нэнси», который отправлялся в город Портсмут. Как она убедила капитана, что ей необходимо плыть – бог весть. Но у нее все получилось.
А вот в самом Портсмуте случилась неожиданная встреча – мисс Лэнгдон, дочь сенатора, которая частенько бывала в доме Вашингтонов, узнала беглую Уну. И сразу доложила ее хозяевам об этом! Поиски Уны начались в Портсмуте уже прицельно, но натолкнулись на неожиданное препятствие.
Дело в том, что власти Портсмута отказывались выдавать Уну ее хозяевам. Они сообщили мистеру Вашингтону, что подобное может вызвать возмущение у горожан, и что Уна сбежала, потому что стремилась к свободе. Иными словами – нехорошо с политической точки зрения! Вашингтон рвал и метал.
Город Портсмут, штат Нью-Гэмпшир, был прибежищем для многих чернокожих. Именно там Уна встретила свободного моряка Джейка Стейнса, с которым обвенчалась в 1797 году. Формально она все еще числилась беглой рабыней, но в Портсмуте могла не беспокоиться о выдаче.
Там она и пустила корни: со временем они с мужем приобрели дом, воспитали троих детей. Уна вместе с детьми училась читать и писать, ведь в доме Вашингтона ее ничему не учили. А когда мужа не стало, то Уна получила поддержку от его родни, а затем отдала сына в моряки, а дочерей – в наемные горничные. Никто из них уже не был рабом.
Уилл Стейнс, сын Уны, уехал из Портсмута и никогда больше туда не возвращался. Судя по всему, он осел где-то на островах. Дочери Уны умерли раньше ее – причины неизвестны, как и то, остались ли у них дети. А сама Уна занималась благотворительностью, много времени проводила в церкви и несколько раз давала интервью, в которых рассказывала о своем бегстве и жизни в качестве рабыни.
Она умерла 25 февраля 1848 года.
Да, подарок к свадьбе! Кто же стал им вместо Уны? Все просто: к жестокой девушке отправилась младшая дочь Бетти, по имени Дельфи. Но ей несказанно повезло – в доме ее не тиранили, она вышла замуж за кучера и в 1807 году получила свободу, вместе со всей своей семьей. Мисс Элизабет бросила свои замашки, когда стала супругой мистера Лоу. Говорили, что он повлиял на нее самым лучшим образом.