Белая королева

Луиза совсем не помнила своей матери, ей не было и года, когда та умерла, но в ее жизни было целых две мачехи, из которых первая относилась к ней хорошо и даже любила, но вот вторая ее просто возненавидела и притесняла во всем, завидуя ее красоте, и почти уговорила мужа отдать ее в монастырь.

Будни Золушки

Луиза родилась апреле 1553 года в замке Номени и была первым ребенком Николя Лотаринского, графа де Водемон и герцога де Меркёр и Маргариты Эгмонт из знатного голландского рода Эгмонтов. Николя де Водемон был младшим братом герцога Лотарингского и принадлежал к старшей ветви рода, находящейся в родстве с Бурбонами и Гонзаго, которая при своей знатности не отличалась богатством.

После смерти ее матери отец женился на Жанне Савойской, которая была к ней привязана, дала ей прекрасное образование и не отделяла от своих родных шестерых детей, родившихся в этом браке.

Третья жена отца Екатерина Лотарингская д’Омаль всего на три года старше 16-летней Луизы и сразу же возненавидела и ее, и остальных детей своего супруга от второго брака, она считала, что у него слишком много детей, и не собиралась давать за падчерицей приданое, это было равносильно тому, что отнять приданое у собственных дочерей.

Поскольку Луиза была старшей, ей жилось хуже всех остальных детей, на ней лежала вся тяжелая работа по замку, присмотр за детьми, мачеха очень хотела, чтобы падчерица ушла в монастырь.

У Луизы не было красивых платьев, украшений, она не посещала балы и не умела танцевать, руки ее загрубели от тяжелой работы с утра до вечера, а по ночам она давала волю слезам, оплакивая свою нелегкую сиротскую долю и готовясь к постригу.

Судьбоносная встреча

Утешением для Луизы были редкие посещения двора ее дяди – герцога Карла III Лотарингского и его жены Клод Французской, где однажды ей улыбнулось счастье – она увидела прекрасного принца, герцога Анжуйского, который по пути в Польшу осенью 1573 года заехал в замок ее дяди.

Это был будущий король Генрих III Валуа, который обратил внимание на тихую скромную племянницу герцога Лотарингского и она ему понравилась, но в то время он был безумно влюблен в Марию Клевскую, супругу его кузена Генриха Конде и не помышлял о браке ни с кем кроме нее, мечтая развести ее с кузеном

Горькая доля Екатерины Медичи

Став королем Франции, Генрих III обязан был жениться, чтобы обеспечить продолжение королевского рода и рассматривалось несколько кандидатур, но , ков первую очередь их рассматривала его мать Екатерина Медичи, прекрасно помнившая годы своего униженного положения королевы, которую не любил ее муж, Генрих II.

Екатерину выдали замуж, когда ей было 14 лет и прибыв ко двору мужа, она увидела, что он безнадежно влюблен еще с детства в свою воспитательницу Диану де Пуатье, которая была на 20 лет старше Генриха, и все 26 лет своего замужества Екатерина находилась на вторых ролях, а настоящей королевой Франции была Диана.

Изредка посещая ее спальню, муж объяснял, что это Диана заставляет его приходить к ней для продления рода и, выполнив супружеский долг, спешно удалялся к своей фаворитке, а она плакала, уткнувшись в подушку.

Первое время она пребывала в угнетенном состоянии, понимая, что далеко не красавица и не может сравниться с Дианой, но все же пыталась что-то изменить во внешности, приглашая искусных парфюмеров из Флоренции, но все было напрасно, удержать внимание Генриха не удавалось.

При всей своей ненависти к Диане, Екатерина как-то обратилась к ней за интимным советом, как вести себя с супругом в постели, Диана с готовностью откликнулась на эту просьбу и разрешила Екатерине через отверстие в стене подсматривать бурную страсть любовников.

Только после десяти лет брака Екатерина смогла родить первенца, что не улучшило ее отношений с мужем, он продолжал также редко заглядывать в их опочивальню, исключительно для продолжения потомства, а она стала рожать и произвела на свет десять детей, из которых четверо сыновей и три дочери дожили до брачного возраста.

Трое ее сыновей стали королями Франции, в то время как две ее дочери вышли замуж за королей, а одна вышла замуж за герцога.

Несмотря на все унижения, Екатерина любила своего мужа и после его смерти в результате несчастного случая в 1559 году со сломанным копьем, королева надела траур и не снимала его до конца жизни. Она изменила французскую традицию и носила траурную одежду черного цвета, до этого был белый, за это ее прозвали «Черной королевой».

После смерти Генриха II французский престол поочередно занимали ее сыновья Франциск II (1559-1560 годы), который скоротечно умер от гангрены, а затем Карл IX (560-1574), умерший в 24 года от туберкулезной инфекции. При обоих сыновьях Екатерина была регентшей и фактически правила государством

И вот теперь всходил на престол ее последний сын Генрих III и Екатерине Медичи было не безразлично, кто станет ее невесткой, она не хотела уходить на вторые роли, а желала править, ну или принимать участие в правлении, поэтому невестка нужна была скромная и покорная.

Из Золушки в королевы

Первая любовь Генриха Мария Клевская умерла родами в 1574 году, он так тяжело переживал, что впал в меланхолию и несколько дней отказывался от пищи, а потом облачился в траур.

Однако, необходимо было решать вопрос женитьбы и Генрих выбрал Екатерину де Бурбон, сестру Генриха Наварского, но мать смогла отговорить сына от этого брака с непримиримой гугеноткой.

Сам он отклонил Елизавету Австрийскую, вдову своего брата Карла IX, которая уже покинула Францию и уехала в Вену, а также и семилетнюю шведскую принцессу.

И вдруг неожиданно Генрих сообщил, что намерен жениться на Луизе де Водемон. Этот брак вначале не представлялся королеве-матери особенно выгодным, однако она решила не перечить сыну и вскоре увидела положительные стороны этого союза.

Генрих III, не желая терять независимость и опасаясь стать супругом слишком властной женщины, хотел взять в жены нежную и кроткую девушку, которая ему понравилась при первом знакомстве и чем-то напомнила Марию Клевскую.

Доверенное лицо короля Филипп Шеверни написал в мемуарах: «Со слов короля я понял, что он хочет выбрать женщину своей национальности, красивую и приятную. Она нужна ему, чтобы любить её и иметь детей. Он не собирается ходить к другим, как делали его предшественники.

Его сердце почти уже склонилось к Луизе де Водемон. Открыв свои чувства, король оказал мне честь и попросил поговорить с королевой и добиться её положительного ответа».

Генрих слишком устал от властности собственной матери и не желал находить её в жене, Екатерина Медичи, в свою очередь, быстро поняла это, как и то, что благодаря этому браку она сохранит все своё влияние на сына и не будет вытеснена другой женщиной.

Двор был удивлен выбором короля, Луиза не была дочерью или сестрой короля, а лишь племянницей герцога Лотарингского. К тому же она была бедна, брак с ней не сулил никаких выгод.

В январе 1575 года Генрих отправил в Лотарингию Филиппа де Шеверни, чтобы сделать Луизе официальное предложение, Луиза в это время находилась в паломничестве в Сен-Николя и отец дал согласие на ее брак с королем без ее ведома.

Луиза даже не могла предположить подобного развития событий, король Франции, тогда еще герцог Анжуйский, оставил глубокий след в ее сердце, но она понимала, что не может рассчитывать на такую блистательную партию.

Когда утром в её спальню вошла ненавистная мачеха, она очень удивилась, но, как сообщает Антуан Мале:

«…удивление её возросло еще больше, когда мачеха трижды присела перед ней в глубоком реверансе, прежде чем обратиться и приветствовать её как королеву Франции; девушка подумала, что это шутка, и извинилась за то, что так поздно лежит в постели, но тут в комнату вошёл отец и, сев у кровати дочери, сообщил, что король Франции желает взять её в жены».

Луиза была счастлива – золушка превратилась в королеву.

Любящая жена

Бракосочетание состоялось 15 февраля 1575 года в кафедральном соборе в Реймсе. Генрих лично продумал наряд невесты, собственноручно нашивал жемчуг на ее плащ, и сам сделал ей прическу.

Он гулял с женой по улицам Парижа и с гордостью показывал ей столицу, французы расхваливали новую королеву, восхищаясь ее красотой и скромностью, а она искренне любила своего мужа и тосковала, когда он уезжал по государственным делам, что с ней « «нет рядом такого прекрасного и доброго мужа.

Он так добр ко мне, что я молю Бога сохранить его, и хочу жить только ради него одного, вы это хорошо знаете», писала она в письме герцогине де Немур.

Но было и то, что омрачало жизнь королевы – она не могла подарить мужу наследника. Она молилась, давала обет молчания, ходила в паломничества, но все было напрасно, поговаривали, что в этом виноват король, поскольку у него не было внебрачных детей.

Во Франции в это время шли непрекращающиеся религиозные конфликты между католиками и протестантами (гугенотами), кузены короля Гизы попытались свергнуть Генриха с престола и вынудили его бежать из столицы. Генрих, спасаясь от мятежа, отдал приказ убить Генриха де Гиза, своего друга детства, и его брата кардинала Лотарингского.

Луиза поддержала мужа и в защиту его написала письмо папе римскому с просьбой снять с ее мужа отлучение за убийство кардинала.

Католические священнослужители призывали прихожан к мести за Гизов. Начались поиски человека, который бы стал “рукой божественного правосудия”. И такой человек нашелся. Им стал 22-летний монах Жак Клеман, который прибыл в лагерь короля под предлогом передачи важных известий.

Король согласился принять монаха, и тот, пряча в складках рясы отравленный кинжал подошел к королю и нанес несколько ударов в живот. Подоспевшие гвардейцы короля пронзили монаха копьями, прибежавшие лекари оказали помощь раненому королю, и он еще прожил несколько дней, отдавая распоряжения и диктуя письма.

Через некоторое время состояние его ухудшилось, он попросился на последнюю исповедь, простил всех своих врагов, включая Жака Клемана, признал своим законным преемником Генриха де Бурбона, короля Наварры и ночью 2 августа 1589 года скончался.

Для Луизы все было кончено, после смерти любимого мужа она надела белые наряды, что в XVI веке считалось трауром, и за что ее прозвали «Белой королевой»

Оставшиеся ей 11 лет жизни до своей смерти в 1601 году она провела в уединении в доставшемся ей по наследству от Екатерины Медичи замке Шенонсо.

Оцените статью