Редкие исторические снимки, словно капсулы, хранящие в себе само время. Каждое фото, будто маленькая машина времени, переносит нас в прошлое, позволяет увидеть своими глазами людей и события тех лет, о которых читал в книгах по истории.
Снимки сделаны в разных странах, разными людьми, при разных обстоятельствах, но на всех них лежит печать Истории.
Официантка в ресторане
Советскую действительность 50-х годов принято рисовать чуть ли не исключительно темными красками, однако, сохранившиеся фотографии зачастую свидетельствуют, что все было не совсем так. Например, на этом снимке мы видим официантку из одного из московских ресторанов 1959 года. Фото дышит теплотой и каким-то особым уютом.
Блюда на подносе очень простые — суп, котлеты, яичница, кефир, но, при этом, все выглядит очень аппетитно, опрятно и приятно. Официантка поразительно красивая — глаз не оторвать.
Юродивый
С древних времен ходили по Руси-матушке юродивые. Безобидные хворые люди, которые просили у сердобольных людей копеечку или хлеба краюшку. Кто-то давал, кто-то нет.
Но трогать юродивых, бить или смеяться над ними считалось огромным грехом. Юродивый Богу угоден, он правду говорит. Василия Блаженного сам Иван Грозный боялся и уважал…
На снимке, сделанном в 1900 году на станции Черемхово Иркутской губернии мы видим Антошу юродивого, известного сибирского странника.
В наше время, конечно, подобное фото вызывает оторопь и отторжение. Почему бы не отмыть человека, не поселить в каком-нибудь приюте. Впрочем, Иван Бунин еще в начале XX века затрагивал эту тему.
Каторжанка с Сахалина
Это фото было сделано на Сахалине в 1903 году. На нем — молодая крестьянка, оказавшаяся на каторге за то, что она удушила своего мужа-деспота.
У женщины от природы крупные ладони, из-за чего возник миф, будто перед нами — профессиональная душительница, которую якобы за деньги нанимали женщины, решившие избавиться от своих мужей. Однако само существование таких «душительниц» ничем не подтверждается.
Персиковый компот фирмы «Глобус»
В СССР невероятно популярна была венгерская консервация знаменитого предприятия «Глобус»: персики, горошек, огурцы, помидоры, яблоки, груши, лечо, компот «ассорти».
Вкуснейшая была продукция, но достаточно дефицитная — если в Москве или Петербурге, вероятно, купить было не так сложно, то в каком-нибудь поселке или маленьком городке очень редко удавалось лакомиться, например, такими прекрасными персиками, как на фото. Но тем сильнее память.
А собирали персики для консервов вот таким образом:
Рыбаки Северной Двины
А на этом фото 1900 года — настоящие морские, а вернее, речные волки. Рыбаки Северной Двины — реки суровой, широкой, впадающей в Белое Море. В те времена реки были важнейшими торгово-транспортными артериями, настоящими государствами в государстве. На реке свои правила, говорили речные «граждане».
Суровые мужчины с этой фотографии тоннами ловили рыбу, коей в Северной Двине было невиданное количество, а уже затем купцы отправляли рыбные обозы из Холмогор в Петербург, в Москву, в другие города империи.
Стимулирование к повышению эффективности труда
А этот снимок 1961 года даже в комментарии не нуждается, достаточно просто воспроизвести, что написано на плакате:
«Молния!
Старшему Мастеру т. Копылову; Технологу т. Кравцову» группкомсоргу т. Лемешкину.
Вы в течении 3-х дней ЗАДЕРЖИВАЕТЕ изготовления детали нового трактора
№54-29-301-1. Контрольно-комсомольский пост требует немедленной сдачи деталей!» .
Надеюсь, товарищи Копылов, Кравцов и Лемешкин прекратили задерживать производство.
Муж из соломы
Печальное фото, сделанное в 1910 году в одной из немецких психиатрических клиник. Катарина Децель — именно она на снимке — была отправлена в «желтый дом» в 1907 году, причем, за участие в политическом протесте. Таким образом, нельзя исключать, что женщина была полностью здоровой на момент помещения ее в специализированное учреждение.
Однако в лечебнице состояние Катарины никоим образом не улучшилось. Напротив, женщина сделала себе чучело мужчины из соломы и стала жить с ним, как с супругом. Завтракала, обедала, танцевала, спала в одной постели.
Она звала его Фридрихом. В 1914 году доктор записал о течении болезни Катарины Децель:
«6 дней назад фрау Децель снова сделала из тюфяка куклу в человеческий рост и подвесила её на обрешётку лампы. Утверждает, что это сделали парни, ночью бывшие в её палате, и что они придут снова и повесят уже её.
Поэтому, говорит она, ей было бы лучше повеситься самой. Исходя из этого, чтобы защитить фрау Децель от себя, необходимо поместить её в зал постоянного наблюдения…»
Судя по этой записи, Катарина «убила» своего возлюбленного, хотя утверждала, что это сделали некие «парни».
В 1939 году Катарине удалось сбежать из клиники при помощи отмычки из обувного гвоздя. Ее поймали через год и водворили обратно.