На международных кинофестивалях советские фильмы часто привлекали внимание иностранной публики и критиков и получали заслуженные награды. В каких же нарядах выходили на красные дорожки актрисы тех лет?
Галина Водяницкая
20 сентября 1946 года начал работу первый Международный кинофестиваль в Каннах. Еще не было ни Дворца фестивалей и конгрессов с его знаменитой красной дорожкой, ни главной награды — «Золотой пальмовой ветви».
Во Францию смогли приехать и кинематографисты из СССР. Советские киношники к тому времени не участвовали в международных кинофестивалях уже целых 12 лет. Представлять страну отправилась, в том числе, 28-летняя Галина Водяницкая, исполнительница главной роли в военной картине «Зоя» (о герое войны Зое Космодемьянской).
В лице Галины иностранцы впервые увидели живую советскую кинозвезду, что было предметом горячих обсуждений следующие несколько месяцев. Никого тогда особо не смутило, что наряды Водяницкой были достаточно скромными, а из украшений — лишь медаль лауреата Сталинской премии.
Татьяна Самойлова
Фильм Михаила Калатозова «Летят журавли» (1957) был удостоен «Золотой пальмовой ветви» на XI Каннском кинофестивале, а Татьяну Самойлову, сыгравшую в ленте главную роль, одарили призом «Апельсиновое дерево» как «Самую скромную и очаровательную актрису».
Татьяна отправилась в Канны вместе с оператором Сергеем Урусевским. Калатозов был вынужден отказаться от поездки из-за проблем со здоровьем, а Алексей Баталов не получил разрешения на выезд из-за «проблемной» семьи.
По словам брата актрисы, сборы были напряженными: «Вещи для поездки Самойловой во Францию собирали чуть ли не по всей Москве: в магазинах было хоть шаром покати. Галя Волчек дала длинное шифоновое платье и пеньюар. Зина Кириенко — юбку и туфли, еще кто-то — кофточку, бижутерию.
Самой Тане всегда было безразлично, как она выглядит, но тут статус обязывал: все же представляла великую страну».
Самый известный образ Самойловой с того фестиваля — классическое черное платье-бюстье, дополненное длинными белыми перчатками. В таком роскошном одеянии актриса ничуть не уступала звездам зарубежного кино, собравшимся на Лазурном Берегу!
Наталья Аринбасарова
В 1964 году режиссер Андрей Кончаловский пригласил ученицу хореографического училища при Большом театре, Наталью Аринбасарову, в свой фильм по роману Чингиза Айтматова «Первый учитель» (1965). Эта картине не только изменила личную жизнь Натальи (она стала женой Кончаловского и родила ему сына Егора), но и принесла ей всемирную славу.
Непрофессиональная актриса была удостоена приза Венецианского кинофестиваля «Золотой кубок Вольпи» за лучшую женскую роль. Аринбасаровой удалось обойти Джейн Фонду, сыгравшую в фильме Роже Вадима «Добыча».
На фестивале Наталья блистала красотой и изяществом. Свекровь подарила ей палантин из голубой норки и кусок черного лионского бархата. В комиссионном магазине была приобретена модная серебристая парча: знакомая портниха сшила из нее два вечерних платья с шлейфом, которые актриса украсила семейными драгоценностями Кончаловских.
«Помню это так хорошо, как будто все происходило неделю назад. Ощущения крайне волнующие», — рассказывает Аринбасарова.
Клара Лучко
Впервые Клара Лучко побывала в Каннах в 1954 году (с фильмом Иосифа Хейфица «Большая семья»). Добрые люди подсказали актрисе, что сшить наряд для торжественной церемонии можно в ателье на Кузнецком мосту. После долгих обсуждений Лучко заказала там вечернее платье с открытыми плечами из органди цвета слоновой кости.
В ателье девушку заверили, что сошьют ей такой наряд, что все попадают от зависти. Каково же было разочарование актрисы, когда через неделю она увидела вовсе не то, что ожидала. «Платье получилось громоздким. Фигуры не видно. Все ровное. Я чуть не расплакалась», — вспоминала Клара Степановна.
Лучко выручила актриса Людмила Целиковская, которая одолжила ей элегантное вечернее платье в стиле new look. Длинная юбка из тафты, открытый лиф на крючках, длинные черные бархатные перчатки и эффектное колье — на красной дорожке звезда экранов выглядела просто безупречно!
Жанна Прохоренко
Черно-белый фильм Григория Чухрая «Баллада о солдате» (1959) с успехом прошел по всему миру, получив 101 зарубежную награду. Благодаря этой ленте Жанна Прохоренко и Владимир Ивашов обрели известность далеко за пределами СССР и стали первыми из советских актеров, которые посетили Соединенные Штаты: в 1960 году коллеги побывали на кинофестивале в Сан-Франциско.
Внешность юной актрисы поразила американцев до глубины души. «О нас писали вещи, которые меня страшно обижали: “Да, в ней ничего не сделано. Она такая, как есть: лицо в веснушках, щеки, как только что сорванные яблоки, даже брови не выщипаны. И коса еще”», — рассказывала Прохоренко.
Кстати, в Америке Ивашов и Прохоренко впервые узнали, что такое скачки. Ставку на скакуна сделал Ивашов — актеру повезло выиграть крупную сумму, которую они потом вместе с Жанной потратили на модную одежду.
Ирина Скобцева
На Каннском кинофестивале 1956 года внимание общественности привлекла Ирина Скобцева (в будущем — мать Федора Бондарчука). Актриса прибыла во Францию, чтобы представить фильм «Отелло» (1955) Сергея Юткевича, где она исполнила роль Дездемоны.
Кстати, роль стала ее дебютом в кино. Советская лента была удостоена приза за выдающуюся режиссуру, а саму Скобцеву наградили званием «Мисс шарм Каннского кинофестиваля».
Ирине пришлось хорошенько подготовиться, чтобы не упасть в грязь лицом перед иностранными киношниками. «Стала думать, как нарядиться. Купила мадаполам (ситчик такой) по 3 рубля за метр, с рисунком «мелкая розочка».
Из него мне сшили платьице: рукава-фонарики, юбочка в сборку. Вроде бы платье обычное, но был в нем секрет. Заключался он в нижней юбке, которую сделали из вологодского кружева. Оно жесткое, и вокруг моей тоненькой талии юбка торчком стояла. Смотрелось красиво…» — вспоминала артистка.
К слову, Скобцева впоследствии часто надевала эту юбку на другие важные мероприятия и бережно хранила наряд в шкафу до своих последних дней. По словам Ирины Константиновны, в этой вещице было много энергии и воспоминаний.
Изольда Извицкая
В 1957 году на Каннский кинофестиваль приехала Изольда Извицкая, исполнившая роль Марютки в фильме «Сорок первый». Поначалу актрису встретили в штыки: одна из газет даже описала ее как «советскую звезду с ногами степного кавалериста» (причиной стало неудачное фото, сделанное на пляже).
Обиженная Извицкая несколько дней прорыдала в гостиничном номере. Режиссер Григорий Чухрай и актер Олег Стриженов едва сумели успокоить девушку перед премьерой. К счастью, показ картины закончился триумфом — во многом, благодаря наряду Изольды.
Артистка вышла в свет в элегантном платье, подаренном ей художницей из русской эмиграции. Наряд идеально соответствовал модному тренду New Look — открытые плечи, подчеркнутая линия талии, необычные броши, украшающие область декольте и пояс.
После удачного выхода Извицкой публика сменила гнев на милость и начала осыпать актрису комплиментами. Фотографии девушки появились на страницах известных глянцевых журналов, а в Париже впоследствии появилось кафе под названием «Изольда», ставшее популярным среди столичной богемы.
Лариса Лужина
В 1962 году студентка второго курса ВГИКа Лариса Лужина получила возможность посетить Каннский кинофестиваль. В составе советской делегации она представляла фильм «На семи ветрах», где она исполнила главную роль.
При выборе нарядов для поездки актрисе помог таллинский Дом моделей, где она когда-то работала манекенщицей. Еще одно платье девушке подарила Надежда Леже, вдова знаменитого французского живописца Фернана Леже.
«Есть такое понятие, как маленькое черное платье, введенное в обиход Коко Шанель, а это было маленькое голубое — длиной до колена, оно мне очень шло. «Русская актриса, — писали французские газеты, — была в платье, достойном самой Мэрилин Монро»», — объясняла актриса.
Фотография Ларисы в этом платье, попавшая в журнал Paris Match, вызывала огромный скандал. Снимок, на котором Лужина беззаботно танцует, сопровождался подписью «Сладкая жизнь советской студентки».
Возмущению Екатерины Фурцевой, тогдашнего министра культуры, не было предела. Власти боролись с всепоглощающей популярностью «буржуазного» твиста, сравнивая танец с плясками «секты трясунов». А тут эта Лариса, да еще и на всех первых полосах газет!
За актрису вступился знаменитый режиссер Сергей Герасимов: он заявил, что это он разрешил своей ученице станцевать на той вечеринке. После долгих и утомительных переговоров Лужина была прощена. «Видимо, ей все это так надоело, и она сказала: пусть едет, куда хочет. И меня в состав делегации включили. Благодаря этому я побывала и в Осло, и в Иране», — поделилась артистка.