Как Маргарита Тереза свой супружеский долг выполняла-выполняла, и не выполнила

Ужасной была судьба родовитых принцесс прошлого, которые, будучи сами плодами несчастливых династических, а чаще всего — и близкородственных браков, обладая уродливым внешним видом и, часто, весьма слабым здоровьем, еще и рассматривались как эдакие машины по производству потомства.

И вот пример перед вами — очень печальный, именно такой ситуации.

Нушу героиню мы все знаем благодаря Веласкесу. Он писал ее детские трогательные портреты. И кто бы мог предположить, что белокурую нежную девочку с доверчивым взглядом, которую он запечатлел, ждет такая судьба…

Маргарита Тереза Испанская (1651-1673 гг.) была дочерью испанского короля и принадлежала к кривому и косому, благодаря регулярной практике кровосмешения, роду Габсбургов.

Она была худая, хрупкая, с большим зобом, который художники не рисовали из деликатности.

Ее отец король Филипп IV, был Габсбургом. Он оставил после себя около 30 внебрачных детей, которые все были здоровы, потому что здоровы были их матери. А вот с официальным потомством у короля было не все благополучно.

От первой жены, красавицы из рода Бурбонов Елизаветы Французской, у него было 7 детей, но выжила и дожила до взрослого возраста только одна дочь. Она стала женой короля Франции Людовика XIV, своего близкого родственника, родила мужу 6 детей, из которых выжил всего один.

Потом Елизавета умерла, а Филипп предприимчиво женился на невесте своего рано умершего сына — девушке из рода Габсбургов, и собственной племяннице.

Ей было 14 лет, и он был старше ее на 29 лет. Эта вторая жена-племянница родила 5 детей, из которых выжили наша Маргарита — Тереза и ее брат, Карл II. Который стал королем Испании, но… просто процитирую свое описание этого несчастного, из своей прошлой статьи:

…Там были все прелести результатов близкородственных браков Габсбургов в одном флаконе: и знаменитая челюсть, и эпилепсия, и задержки развития по всем фронтам… Король не мог членораздельно говорить, падал, играл в детские игры, на нем не было живого места и он страдал диареей. А еще имел гигантский рост и даже к этому росту непропорционально огромную голову…

Таков был генетический заряд, который несла в себе, как бомбу замедленного действия, милая девочка с портретов Веласкеса.

И вот ее тоже отдали замуж.

А мужем девы стал император Леопольд Первый, опять Габсбург и опять родственник — её дядя по линии матери и двоюродный дядя по линии отца.

И муж, и жена несли на своих лицах печати близкородственных скрещиваний их предков. Посмотрите на их свадебные портреты — оба в пышных маскарадных одеждах, красота которых только подчеркивает уродство супругов — а ведь художник еще и приукрасил обоих:

*

Невеста тем не менее была сравнительно здорова. Она была милой, веселой сладкоежкой.

Брак был заключен в 1666 году. Маргарите было 15, ее мужу — 26. Большим везением обоих супругов стало то, что они оба полюбили друг друга. Их брак был счастливым, если смотреть на их взаимоотношения.

Однако скоро Маргарите пришлось начать рожать мужу наследников. Это было архиактуально, поскольку после череды смертей, он был единственным живым мужчиной в австрийской линии Габсбургов.

И вот здесь — началось ужасное.

1. Сразу после свадьбы Маргарита забеременела. К родам ее раздуло как шарик, так что ходить самой ей было очень тяжело. И ее всюду носили в паланкине. Берегли, как могли.

28 сентября 1667 года она родила сына. Роды у нее принимала опытная повитуха, которую специально привезли из Испании. Тогда знатным дамам часто выписывали повитух с родины, потому что во время родов кричать на иностранном языке мало кто способен, а повитуха должна понимать, что хочет донести роженица.

Рожали, кстати сказать, в те времена императрицы не лежа, а сидя на специальном стуле, и в окружении толпы родственников и придворных. Которые наблюдали за процессом, переживали, давали советы, и держали мужа в курсе событий.

Первые роды прошли сравнительно легко. Младенец с виду был здоров. Родители были счастливы. Однако уже в январе 1668 года ребенок на пустом месте взял и умер.

2. Через год после его смерти, в январе 1669 года Маргарита родила девочку.

Девочка вышла здоровая и крепкая, но вот сами роды были уже тяжелыми.

3. Еще через год, в феврале 1670 года, Маргарита преждевременно родила сына. Ребенка едва успели окрестить, как он умер. Беременность проходила тяжело, Маргарита постоянно плохо себя чувствовала, и ей, по моде того времени, постоянно делали кровопускания. В итоге — родился недоношенный слабый младенец, который был не жилец.

4. Но на этом не остановились — и вот уже императрица вновь в положении. С самого начала беременности она сильно болела, так что дело закончилось выкидышем в августе 1670 года.

5. И на этом не остановились. Следующий выкидыш произошел в марте 1671 года.

6. В феврале 1672 года после продолжительных тяжелых родов, Маргарита родила девочку. Девочка сразу дышала на ладан и через пару недель умерла. Леопольд успокаивал себя тем, что девочку не так жалко, как мальчика. А Маргарита пережила ее смерть очень тяжело.

7. Маргарита опять забеременела. И опять ей было очень плохо все время. Ее, традиционно, лечили кровопусканиями. В итоге она совершенно ослабла и подхватила бронхит. Бедная императрица, беременная и больная задыхалась несколько недель, и умерла в муках в марте 1673 года, вместе с нерожденным сыном.

В возрасте — 21 года!!!

Из всех ее детей выжила только вторая дочь, Мария-Антония, которая прожила всего 23 года. У этой Марии — Антонии в крови концентрация кровнородственного скрещивания достигла такого максимума, что была даже больше, чем если бы она была ребенком родных брата и сестры.

Она успела побывать в политически важном, но крайне несчастливом браке, родить троих сыновей, которые умерли в детстве и сама умерла после третьих родов. То есть единственный выживший отпрыск Маргариты тоже загнулся вместе со своим потомством.

А саму Маргариту, естественно, загубили постоянные тяжелые беременности и роды, плюс не очень крепкое изначально здоровье. И каков итог? Все муки — напрасны.

А ее вздыхающий от скорби супруг женился через 4 месяца, и продолжил гонку по рождению наследника с новой супругой. В новом счастливом браке. Новая супруга выдержала три года счастья, и умерла вскоре после вторых родов, от туберкулеза. То есть рожать ей пришлось уже больной.

И только в третьем счастливом браке Леопольд наконец — то нашел очень производительную жену, которая родила ему 10 детей, из которых выжило 7 наследников. Крепкая здоровьем третья жена пережила и самого Леопольда.

Вот такой она была — жизнь императриц и королев. Даже в счастливом браке. Основная задача и главный супружеский долг — родить как можно больше наследников. И этот марафон постоянных родов выдерживали, увы, далеко не все.

Оцените статью
Как Маргарита Тереза свой супружеский долг выполняла-выполняла, и не выполнила
Анна Уколова: как девушка из глубинки стала востребованной актрисой. Борьба за жизнь мужа после ДТП и счастливое материнство