«Купить рабыню» Ценник на рабов в Древнем Риме

— Скажите, сколько стоит купить рабыню?

— Цены разные. Вы скажите, какая вам понравилась, я цену назову.

Не знаю, как конкретно проходили торги на рабовладельческом рынке, возможно, примерно так же, как сейчас продают породистых котят или щенков.

Дороже всего стоили образованные рабы. Хорошо ценились красивые женщины и молодые, сильные мужчины, детей можно было купить «по дешевке».

Древний Рим существовал больше тысячи лет, исторических источников о первых его столетиях осталось довольно мало. Со второй половиной тысячелетия дела обстоят получше, но одно известно точно — рабы в нем существовали, приветствовались и активно использовались на протяжении всего этого времени.

Впрочем, на них вообще в те давние времена экономика опиралась довольно сильно в любой стране мира.

Поначалу, правда, римская экономика «стояла» на свободных крестьянах, обрабатывающих семейные наделы по 2-3 гектара земли. Но даже у этих крестьян рабы иногда были, впрочем, довольно редко, и считались они большой роскошью.

Крестьяне таких рабов очень берегли, по сути, они выполняли ту же работу, что и хозяева, и зачастую даже есть садились с ними за один стол. Так что их участь была относительно неплохой.

А потом пошло-поехало

С 218 по 201 годы до нашей эры прокатилась по Средиземноморью Вторая Пуническая война, семнадцать лет Рим боролся с Карфагеном за гегемонию. И поначалу знаменитый Ганнибал, правитель Карфагена, уверенно побеждал, но затем римляне сменили тактику, и Ганнибал получил сокрушительное поражение.

Карфаген потерял все свои земли, которые находились за пределами Африки, а Рим стал самым сильным и могучим государством в Европе, а рынки его буквально наводнили рабы.

Изменилось и положение крестьян. Когда мужчины уходили воевать, римские богачи выгоняли их семьи с плодородных земель, которыми те владели. Обнищавшие крестьяне отправлялись искать хоть какие-то средства к существованию в Рим, а там, где они раньше жили, местные олигархи разбивали виноградники и строили виллы.

А работали на них как раз те самые рабы, которые были захвачены в ходе войн с Карфагеном. Еще больше их стало после окончательного падения Карфагена в 146 году до нашей эры.

Дальше вплоть до окончания существования Римского государства основой его экономики был уже рабский труд. Самые богатые люди Рима жили в городах за счет доходов с их вилл, они иногда туда даже не показывались. Прямо как многие наши помещики века так XVII-XVIII жили за счет крепостных крестьян.

Большой переполох случился, когда раб Спартак поднял против хозяев большое количество невольников. Многие из них были захвачены в боях и умели хорошо сражаться, так что подавить это восстание было довольно сложно.

С тех пор с рабами стали обращаться осторожнее, их положение заметно ухудшилось, но держать невольников римляне не перестали.

Дешевле всего рабы, понятное дело, стоили на окраинах государства. Там, в принципе, было неспокойно, и время от времени возникали какие-то вооруженные столкновения, так что появлялись и новые рабы.

Но держать их где-то в военном лагере было невыгодно и невозможно — надо же пленников чем-то кормить. И как-то еще за ними следить, а когда и как это делать, если война идет?!

Поэтому взятых в плен людей тут же по дешевке продавали перекупщикам, которые собирали их в группы и везли продавать вглубь Римской Империи. Ну а чем дальше, тем, разумеется, сильнее поднималась цена на невольников, в городах их продавали уже с очень большой наценкой.

Цену на невольников определяли в соответствии с их полом, возрастом, внешностью, умениями и образованием, относились к ним примерно, как к коровам и лошадям.

Оптом рабы стоили дешевле, по отдельности, да еще и с одеждой и украшениями, — дороже. Дети стоили дешево, стариков почти не продавали — кому они нужны.

Больше всего ценились люди кроткие и добрые, умные и образованные. Греки и сирийцы пользовались большей популярностью, критяне, сарды и корсиканцы, которые считались жестокими мятежниками и были склонны к побегам, стоили дешевле.

Где-то в середине существования Римской Империи цены на рабов были примерно такими:

1. Молодого и здорового юношу лет 18-20 можно было купить за 500-1500 денариев, если нужен был раб для тяжелой работы. Люди, которые умели делать что-нибудь особенное и могли работать в мастерских — кузнецы, кожевенники – ценились выше.

2. Человек, который умел ухаживать за виноградником, стоил 2000 денариев.

3. Девушки и женщины, пригодные для работы, стоили дешевле — по 100-150 денариев.

4. Девушку, которую можно было бы отправить работать в лупанарий, то есть публичный дом, продавали по 150-200 денариев.

Но если девушка была красивой, да еще и что-нибудь интересное умела делать, например, играть на музыкальных инструментах, то ее могли продавать уже за 2-3 тысячи денариев. Цена могла доходить до 6 тысяч.

Иногда девушек и юношей перед продажей специально обучали говорить на латыни, чтобы те стоили подороже, а то эти варвары совершенно не знали человеческого языка!

В общем, красивые девушки были по карману только толстосумам, как и смазливые юноши, цена на которых тоже начиналась в районе 2-2,5 тысяч денариев. Да, многим римлянам нравились именно юноши.

Если рабыня умела играть на музыкальных инструментах, ее можно было купить за 3-4 тысячи денариев.

Впрочем, самые красивые и умелые юноши и девушки могли стоить вообще баснословно дорого — до 30 тысяч денариев! Это примерно как с дорогими машинами или очень породистыми собаками, очень похоже, по-моему.

Дорого стоили и рабы, подходившие для обучения в гладиаторских школах, — вплоть до 10 тысяч денариев.

Дороже всего стоили люди образованные, например, ученый грек, которого можно было взять в учителя для детей аристократа, мог стоить несколько тысяч. Известны даже истории, когда таких людей покупали за 20-25 тысяч денариев.

Невольников выставляли на рынке, на шею им вешали таблички с краткими характеристиками типа «здоровый галл, неграмотный, но умеет петь и ковать железо, 1200 денариев». С работорговцами можно было торговаться, а они всячески пытались поднять цену.

Особо ценный «товар» не выставляли на рынках, а привозили специально на виллы привилегированных клиентов, где устраивали аукцион.

Кстати, если в течение полугода обнаруживалось, что торговец покупателя обманул и не уведомил о каких-нибудь нехороших особенностях раба, например, грубости или склонности к побегам, можно было вернуть покупку «по гарантии». Господи, как же дико это все сейчас звучит!

Красивые рабы подчеркивали статус человека, как сейчас дорогие иномарки, то есть нужны были преимущественно для «понтов». К тому же красивую рабыню, чтобы она как можно дольше продолжала оставаться красивой, нельзя было отправлять на тяжелую работу, а значит, у ее хозяина и другие рабы должны были быть, которые делали жизнь хозяина и его домочадцев комфортной.

Ну и кто-то должен был, конечно, заработать на покупку элитных рабов.

Так все-таки много рабы стоили или мало?

Для сравнения — за 1 денарий можно было купить 1 литр оливкового масла или 4 литра хорошего вина.

Зарплата наемного работника в те годы была около 10 денариев в месяц. Так что накопить на раба простым людям было непросто!

А вот для римских богачей это была нормальная цена, не очень высокая. Например, известный философ Цицерон мог себе позволить особняк за 875 тысяч денариев, а своему сыну — образование по цене 25 тысяч денариев в год. Так что, думаю, и рабов он мог купить препорядочное количество, и покупал, конечно.

Купить рабов, кстати, можно было не только на рынке.

До 326 года до нашей эры сохранялась возможность купить дочку или сына какого-нибудь обнищавшего крестьянина, за шанс списать долг и выжить люди были готовы пойти даже на такой радикальный шаг! О времена, о нравы, как говорится.

Но потом случилась некрасивая история, один ростовщик, его звали Папирий, забрал за долги у крестьянина сына и очень жестоко с ним обращался. Сын этот, его звали Пубилий, как гражданин Рима обратился в Сенат с жалобой, Сенат посовещался и решил, что отныне продавать римлян в рабство за долги запрещено.

Даже за очень большие, а если кто-то сделает это незаконно, того полагалось казнить. Так что эта возможность обзавестись невольниками довольно быстро «схлопнулась», ну, относительно быстро.

Можно было сходить за рабами на пиратское торжище, их время от времени устраивали рядом с крупными городами. Но с покупкой невольников на таких мероприятиях нужно было быть максимально осторожными, если вдруг выяснится, что вы купили захваченного пиратами римлянина или римлянку, казнить будут вас, а не пиратов — те уже уплыли.

Так что такой вариант подходил только для покупки рабов, которые будут работать потом где-нибудь на дальних виллах в глухой провинции.

Хорошим вариантом было съездить за рабами куда-нибудь в Южную Галлию, это как сейчас перегоняют машины из условного Китая. Там невольники стоили гораздо дешевле, потому что от культурной столицы дальше, и рынки постоянно пополнялись пленниками с самых разных мятежей и войн.

Ну а самая выгодная покупка — это перекупить по дороге рабыню у какого-нибудь отставного легионера, получившего часть зарплаты натурой.

А затем и вовсе в Империи начали появляться вольноотпущенные за какие-нибудь заслуги рабы. Они могли вести обычную жизнь, и некоторые из них, особенно те, что изначально были образованными, могли даже занять какой-нибудь важный пост в государстве.

Вся эта рабовладельческая история потихоньку начала сворачиваться только к III веку нашей эры, ближе к закату Римской Империи.

Оцените статью