Как императорские яйца Фаберже продавали за границу

«Не делайте этого, не смейте! Потомки нас проклянут!», — директор скосился на двадцать два ящика, обитых деревом. Замки были нетронуты с самого момента эвакуации царского добра из Зимнего дворца в Москву в 1917 году.

Тогда на Ленинград наступали немцы, и в Оружейную палату перевезли сокровища, драгоценности императорской короны и личное имущество последних Романовых. Огромные богатства! И почти без учета.

Полных списков того, что хранилось в Бриллиантовой кладовой, не было, а в тех, что были, описания краткие и расплывчатые. В Оружейной палате сделали список принятого на хранение, в нем перечислены были пасхальные яйца Фаберже, бесценные тиары и царские бриллианты, жемчуга, любая голова от такого закружится.

И все же, приняв на хранение и наспех описав, часто с неточностями, романовские сокровища, хранители заново опечатали ящики.

Так они и стояли нетронутыми вплоть до 1922 года, когда большевистское правительство приказало вскрыть ящики, провести оценку ценностей и выделить из них те, что «пригодны для экспорта». Был особый приказ не считаться с художественной или исторической ценностью, музеям позволили оставить самый минимум и за каждый предмет шла борьба.

Из драгоценных ожерелий вынимали камни, тиары разбирали и ломали оправы, камни шли по весу. С середины января 1922 года до начала весны было разобрано 92 978 предметов, и только 6069 из них разрешили оставить в музее. Перечня уничтоженного или проданного не существует, исчезли восемь императорских яиц, их судьба неизвестна до сих пор.

Торговля «царским добром» не принесла желаемой выручки, иностранный рынок был перенасыщен драгоценностями, а вынутые из оправ камни продавались еще дешевле. Аукционы царских драгоценностей заграницей неизменно вызывали интерес, иностранцы скупали царские сокровища по выгодной цене.

В 1927 году директор Оружейной палаты Дмитрий Дмитриевич Иванов добился того, что ему в музей были выданы двадцать четыре императорских яйца. Всего Фаберже изготовил для Романовых 52 яйца, но только одно смогла вывести за границу вдовствующая императрица Мария Федоровна, это яйцо «Георгиевский крест».

Итак, 24 яйца Фаберже стали частью «марксистско-ленинской экспозиции». По мнению В.И. Ленина все предметы роскоши и старины вообще должны были быть уничтожены, он не до конца одобрял даже то, что оставили музеям. Нужно «избавиться от чемодана, изжитого» и «не иметь собраний». Активное участие в продаже ценностей принимал Максим Горький.

В 1930 году для экспорта бригадой «Антиквариат» было выделено еще одиннадцать яиц, пригодных для торговли. В том числе и яйцо «Ренессанс», оцененное всего в 400 рублей по стоимости материалов. Его приобрел американский коллекционер Форбс.

Директор Оружейной палаты Дмитрий Дмитриевич Иванов безуспешно убеждал комиссию не трогать исторические и культурные ценности. Он открыто называл происходившее расхищением, но все было бесполезно. Не выдержав давления и терзавших его мук, Иванов покончил с собой.

Хотя с его смертью не все так ясно, он упал под колеса поезда, упал сам или ему помогли… На следующий день после смерти Иванова из Оружейной палаты были вывезены сто двадцать экспонатов, переданные на экспорт. Он оставил записку: «Не расхищал, не продавал, не торговал, не прятал Палатских ценностей». Впоследствии были репрессированы многие хранители музейных коллекций.

В 1933 году было изъято из коллекции Оружейной палаты еще три яйца, два из них теперь хранятся в коллекции британской королевской семьи, а третье в Музее изящных искусств в Вирджинии.

Малькольм Форбс собрал большую коллекцию яиц Фаберже, не только императорских, но и выполненных по заказам Варвары Кельх и герцогини Мальборо. Среди них было первое яйцо «Курочка», любимое яйцо императрицы Александры Федоровны «Ландыши», вывезенный Марией Федоровной «Георгиевский крест», «Лавровое дерево» и другие.

В 2004 году коллекция должна была уйти с молотка, но еще до начала торгов ее всю целиком выкупил Виктор Вексельберг, основавший фонд «Связь времен» и открывший музей Фаберже в Санкт-Петербурге.

Сегодня самая крупная коллекция императорских яиц Фаберже хранится в Оружейной палате – 10 штук. Девять экспонируются в Музее Фаберже в Санкт-Петербурге. Еще пять в Виргинском музее изящных искусств, три в Королевской коллекции в Великобритании (Мозаичное, Корзина цветов, Коллонада), три в Музее Метрополитен, шесть в частных коллекциях, еще

Десять в музеях по всему миру, а вот судьба восьми императорских яиц так и остается неизвестной.

Оцените статью