Кто первый наставит рога супругу? История известных семей 18 века

– Заключим пари? – спросил посол Дании Остен графа Разумовского. – Как думаете, кто быстрее выйдет из игры? Закревская или сестры Воронцовы?

– С удовольствием, – потирая руки, ответил граф. – Оповестим о нашем споре всю честную компанию? Я даже готов сделать ставку!

В 1758 году Петербург потрясла новость: фрейлины Елизаветы Петровны выходят замуж! Мария Закревская, Мария и Анна Воронцовы сочетались браком практически одновременно, пауза между торжествами была небольшой.

Высшее общество зашепталось, Анна, как самая юная из трех красавец, первой сделает ошибку и оступится. Некоторые высокопоставленные господа даже стали по этому поводу заключать пари. На Воронцову, самую молодую из всех трех фрейлин, мало кто ставил, однако именно эта «темная лошадка», как позже выяснилось, к финишу пришла первой.

Ну, обо всем по порядку.

Анна Карловна Скавронская и Михаил Илларионович Воронцов в 1743 году стали родителями – на свет появилась чудесная девочка. Детей у кузины Елизаветы Петровны не было, до рождения Аннушки она воспроизвела на свет двух девочек и одного мальчика, но, к сожалению, они все скончались еще в младенчестве.

Анна Карловна и Михаил Илларионович взяли на воспитание свою племянницу, Екатерину Романовну. Девочки были ровесницами, воспитывали их одинаково, канцлер Воронцов старался не обделять приемную дочь.

Училась Екатерина лучше, чем Анна, но зато красоты такой, как ее кузина, не имела. Анна, по воспоминаниям современников, была натурой очень мягкой, ранимой, эдакой воздушной.

В 1754 году, когда графине Анне исполнилось всего одиннадцать лет, Елизавета Петровна пожаловала ей шифр фрейлины. Екатерину, кстати, поступок императрицы очень расстроил и даже разозлил. С одной стороны, действительно, чем Екатерина была хуже Анны?

Может быть, она и была не такой красивой, но вполне грамотной, утонченной и элегантной, прекрасно танцевала, знала четыре языка. Мне кажется, что тут сыграло роль кровное родство императрицы и Анны Карловны. Родную племянницу, дочь кузины, императрица, видимо, любила больше.

Елизавета Петровна сама взялась за устройство судьбы своей родственницы. В начале 1757 года претендент на роль супруга юной графини Анны Михайловны был найден, императрица пожелала поженить свою племянницу и Александра Строганова, двадцатичетырехлетнего молодого человека, как раз в тот момент получавшего образование за границей.

Вообще, Александр возвращаться в Петербург и не планировал, в Париже ему нравилось куда больше, чем в России, однако прекращение дотаций все же вынудило молодого человека приехать домой.

Надо сказать, что сделано это было вовремя, Сергей Григорьевич, его отец, к тому времени уже скончался. Как только все дела с погребением были улажены, Анна Карловна вместе с Елизаветой Петровной подняли вопрос о венчании. Александру Сергеевичу юная невеста чрезвычайно понравилась, сын барона влюбился с первого взгляда. Своему родному дяде молодой человек писал:

– Лучше и желать было нельзя. Очень надеюсь, что мой выбор вам тоже по душе придется.

Обручились Анна и Александр осенью, а свадьбу сыграли в феврале. Торжество было пышное, на нем присутствовала сама Елизавета Петровна. Государыня жениху сделала поистине царский подарок – Александр стал камер-юнкером. Молодожены теперь в обязательном порядке должны были регулярно навещать императрицу.

Помните, в начале я упоминала о пари, который заключили графья Остин и Разумовский? Так вот, они поспорили, кто первый наставит рога своему супругу: Мария Закревская или Мария Воронцова?

Что примечательно, Анну даже особо в расчет не брали, поначалу ее даже в «список» включать не хотели, она же ведь совсем ребенок, разве может в столь юной головке возникнуть пошлые мысли? Но другие спорщики потребовали «чистоты эксперимента».

Строганов через два года после свадьбы был отправлен в Вену, Екатерина Петровна доверила супругу своей племянницы довольно важную миссию: прочитать поздравления эрцгерцогу Иосифу по поводу его бракосочетания. Анна супруга сопровождала и очень понравилась окружению монаршей особы. Ее называли не иначе, как «очаровательнейшая женщина, украшение петровского двора».

Анна оказалась особой ветреной. Несмотря на строгое воспитание, ей очень нравилось ошеломлять мужчин. Она не стесняясь, уже будучи в браке, кокетничала с графьями и князьями. Дошло до того, что завистники за спиной начали называть Анну «чужой женой».

Если Александр Строганов и знал, что о его супруге говорят посторонние, то виду не подавал, Анну он действительно любил.

Не только муж красавицу любил, от нее был без ума и Никита Панин, граф. Первые несколько лет после свадьбы Анна и Александр жили душа в душу. Счастье разрушили не измены, между мужем и женой встал политический вопрос.

Михаил Илларионович, приверженец императора, навязал свое мнение и дочери. Строганов же занял сторону «оппозиции». Мне кажется, что этот брак изначально был обречен на провал. По большому счету он был не по любви, и после падения одной императрицы и восхождения на престол другой попросту перестал быть интересным для обоих супругов.

Из-за разницы в политических взглядах Анна и Александр стали часто ссориться. Мужчина в присутствии посторонних мог себе позволить обидно подшутить над женой, а Анна постоянно жаловалась на мужа своему отцу. Михаил Илларионович, естественно, единственную дочь защищал и несколько раз вызывал зятя на серьезный разговор.

Пошли слухи, что Строганов на расправу не сдержан, на молодую жену свою руку поднимает. И Александр, и Анна, в принципе, были готовы к разводу.

Ситуацию усугубила политическая обстановка, создавшаяся в России после прихода к власти Екатерины II. При дворе ни Анну, ни Александра уже не жаловали, императрица к барону Строганову относилась с прохладцей, что его очень разочаровывало.

Он принял решение уехать в Москву, но Анна такого порыва мужа не поддержала. Она вместе с отцом Михаилом Илларионовичем отправилась в Италию. Без присмотра Александр Строганов не остался, у Анны имелся дальний родственник, который и присматривал за бароном.

В 1764 году десятого января Анна от своего информатора получила письмо, из которого узнала, что Строганов собирается перебраться в Москву через месяц, уже и часть вещей туда отправил, включая фамильные редкости и библиотеку.

Переезд не состоялся, Александр внезапно передумал и решил остаться в Петербурге. Видимо, он хотел добиться новой должности, мечтал стать главным церемониймейстером, что по рангу было сопоставимо с тайным советником.

В доме, где проживал Строганов с Анной, мужчина оставаться почему-то не пожелал, он продал его маркизу де Боссе и приобрел другой. Фактически развод произошел в ноябре, тогда Строгановы полностью прекратили друг с другом отношения.

Воронцова опять переселилась в родительское имение и стала подписываться своей девичьей фамилией везде. Дяде, например, она писала «по несчастью бывшая Строганова».

Развод Александр и Анна не могли оформить целых пять лет. Екатерина Великая почему-то отказывалась расторгать их отношения. Государыня нашла благовидный повод, прикрылась родством с матерью Анны Воронцовой, Анной Карловной Скавронской.

Дело о разводе «перекочевало» в духовный суд. Екатерина Великая, по мнению историков, на самом деле Анну Воронцову невзлюбила за предательство, она вопреки воле мужа не встала на ее сторону, осталась верна Петру III.

Кстати, это императрица спор между Разумовским и Остеном огласке придала. В своих записках Екатерина Великая очень нелестно о ней отзывалась, называла ее откровенно некрасивой и не слишком умной.

Мне Анна Воронцова показалась очень даже привлекательной. Жена Александра Строганова, будучи фрейлиной, считалась красавицей с кротким и очень добрым характером. Екатерина Воронцова, впоследствии ставшая фавориткой Петра III, комплексов не имела, была довольна грубой, несмотря на отличное образование.

Судьба Анны Воронцовой, первой красавицы петровского двора и любимицы Елизавета Петровны, оказалось незавидной. Расторжения брака Анна ждала семь лет, но до окончания процесса молодая женщина не дожила, скончалась в возрасте двадцати семи лет при предостаточно странных обстоятельствах.

Дело в том, что Александр Строганов после окончательного разрыва с Анной Воронцовой влюбился во второй раз. Его избранницей стала Екатерина Трубецкая, дочь не последнего в Российской империи человека, Петра Трубецкого.

Папенька Екатерины, зная о том, что Александр Строганов все еще женат, пытался дочери запретить с ним встречаться, но Екатерина даже и не думала слушаться отца. Тогда, по слухам, Петр Трубецкой решился на крайние меры – он отравил Анну Воронцову. Уж, каким способом он это сделал, история умалчивает.

После смерти Анны Воронцовой Екатерина приняла предложение Александра Строганова и вышла за него замуж. Брак этот продлился совсем недолго, через десять лет Екатерина сбежала вместе с Римским-Корсаковым в Москву, где долгое время с ним сожительствовала, не расторгая при этом брака с Александром Строгановым.

Анна Михайловна стала жертвой, наверное, любви. Мне, если честно, в ее ветреность не очень верится. Будь она такой распутной, как ее описывали современники, она бы ответила взаимностью Никите Панину, советнику самого Петра, между прочим.

Не знаю, жалел ли Петр Трубецкой о своем поступке. После смерти Анны семья как-то быстро распалась: Михаила Илларионовича отправили в ссылку, Анна Карловна долго болела. Наследников у Анны с Александром не было, да и сама графиня была единственным ребенком в семье.

Оцените статью
Кто первый наставит рога супругу? История известных семей 18 века
10 известных звёзд-алкоголиков: что они рассказали о своей болезни