«Будет больно»

Девочка зажмурилась. Раньше она видела, как плакала сестра, а теперь пришел ее черед. Неумолимая церемония, с которой начиналась новая жизнь. В воздухе чем-то сильно пахло, но это был одурманивающий аромат.

Специальный, чтобы ребенок немного успокоился и доверился мастерице. Увы! Человек прошлых столетий много раз за свою жизнь слышал фразу: «Будет больно». Но очень часто он сам выбирал для себя такую участь.

От тугого корсета многие падали в обморок. Но продолжали затягиваться так, что фигура приобретала неестественный вид. Женская мода на протяжении веков диктовала свои условия: непременно узкая талия! Норвежской королеве Мод (1869 — 1938) удалось добиться, чтобы ее талия была в обхвате не больше 42-46 сантиметров…

А в шестнадцатом столетии в Европе еще и пытались придать силуэту максимально плоский вид! Обладательницы пышных форм печально и тяжело дышали — вставка спереди была такой жесткой, что буквально сплющивала их.

Все рассказы о том, что девушки и женщины периодически лишались чувств – как раз от этой практики. Воздуха не хватало, невозможно было нормально есть и пить. Зато изящная фигура, на зависть многим…

Помните, как Скарлетт О’Хара в «Унесенных ветром» переживала, что после завтрака у нее может случиться отрыжка? Конечно, ведь она не имела возможности нормально вздохнуть! Кстати, как раз с корсетом связывают широкое распространение чахотки — легкие пережимались, недуг поглощал их быстрее.

Тугой корсет — это непросто и порой очень больно. В погоне за идеальной формой женщины портили свое здоровье и здоровье своих будущих детей. В одном из рассказов Ги де Мопассана молодая дама так сильно утягивалась, что производила на свет малыша с большими дефектами.

Первый раз это вышло случайно, потому что женщина просто пыталась скрыть свое положение (ребенок был вне брака). А потом она придумала, как извлекать из этого пользу – цирки с радостью брали к себе таких странноватых ребятишек. Их показывали за деньги!

*

Красавицы XV-XVI веков появлялись на публике в невероятно высоких «чопинах». Такую обувь придумали, чтобы можно было спокойно идти по грязи, не запачкав дорогое платье. Но потом разглядели: в этом что-то есть! Необычно, подчеркивает статус!

Венецианские аристократки дошли до того, что носили чопины высотой под 70 сантиметров! А теперь представьте, как «удобно» было в этом передвигаться. И как больно падать с такой высоты… А то, что падали, не вызывает сомнений — об этом сохранилось немало свидетельств. Некоторые после таких «упражнений» надолго теряли здоровье.

Но китайские женщины в добровольном принятии боли пошли дальше всех.

На их земле размер имел значение: чем меньше, тем лучше. Правда, речь шла о… длине женской ступни. В Китае тысячу лет бинтовали девушкам ноги, чтобы добиться крошечной, изящной, похожей на цветок лотоса ступни.

Считается, что первой согласилась на это возлюбленная императора-поэта Ли Юя, который жил в десятом веке. Грациозная плясунья даже сумела исполнить на своих маленьких ножках волнительный танец… «Сын Неба» — так почтительно называли императора – пришел в необычайный восторг.

Цветы ярки, луна – темна, темен туман…

Лучше сегодня вечером пойти к Лэнгу.

Носки со вкладками благовоний,

Туфли украшены золотой нитью…

Увидимся на южном берегу…

(Ли Юй)

В кончики туфель, действительно, вкладывали благовония. Так было нужно, чтобы заглушить запах, исходящий от ног.

Примерно с 6 или 8 лет девочек начинали приучать к новому образу жизни: отныне их ножки будут крепко перехвачены белыми повязками. Носок подтягивали к пятке, а потом вдевали ступни в маленькие туфли с острыми носами.

«Будет больно», — предупреждали мастерицы. Все знали об этом. Как раз по этой причине матерей или близких родственниц не подпускали к бинтованию. А посторонний человек не стал бы жалеть девочек…

«Каждая ножка — это море слез», — говорили в Китае. Только в семнадцатом веке этот обычай признали варварским. На официальном уровне. Но он никуда не делся и триста лет спустя! Хотя китайские власти не поощряли бинтование, находились ценители старых традиций, которые все равно продолжали добиваться «лотосовой походки».

Считалось, что у девушки больше шансов выйти замуж, если у нее будет ножка длиной 7 сантиметров. Если больше десяти – это признавали отсутствием вкуса. Только простолюдинка могла себе позволить подобные выходки!

О том, как мужественно вытерпеть манипуляции лекаря, мог бы многое рассказать французский король Людовик XIV. Про него любят распространять небылицы, словно он редко мылся. На самом деле, в его дворце, в Версале, имелось множество переносных мылен и ванн.

Сохранилось немало свидетельств современников, что Людовик XIV обожал мытье и купание в реке. Но пахло ли от него? Увы. И дело было в том, что у несчастного имелось множество проблем.

Он любил плотно поужинать, но пища плохо усваивалась. А еще у него болели зубы… Очень неаккуратный лекарь, допущенный до королевской персоны, так «поработал» с челюстью государя, что стало еще хуже.

Затем Людовик узнал, что такое свищ в самом неподходящем месте… Иными словами, в семнадцатом столетии по нему можно было бы составлять целый справочник недугов. Какое уж тут благоухание!

Многие и многие века зубы вызвали у людей отчаяние – не было таких возможностей, чтобы аккуратно их «починить». Вот и Гилберт Эббот по этой причине не спешил показаться специалисту: он страшно боялся. Знал, что придется пережить. Лишь когда челюсть раздуло до размеров приличного апельсина, жена уговорила его пойти к лекарю.

И этому англичанину несказанно повезло – 16-го октября 1846 года стоматолог и хирург Уильям Мортон решили применить для Эббота эфир. Вмешательство прошло так ровно и спокойно, а Эббот ничего не почувствовал, что эксперимент признали удачным! Больше не надо было испытывать боли при лечении зубов!

А будущие матери? В XV-XVIII веках (а также ранее!) у них тоже не было никакой возможности избежать боли. Чтобы женщина не так сильно мучилась, в Италии и Франции ей давали выдержанного виноградного напитка. В других местностях было свое питьё – и это единственное, на что можно было рассчитывать.

Повезло королеве Виктории уже в девятнадцатом веке. Это для нее первый раз применили обезболивание. Она так воодушевилась, что советовала всем своим знакомым и родственницам пойти по тому же пути…

Человек прошлых столетий испытывал боль намного чаще, чем мы. Забирался на высоченные каблуки, утягивался до безобразия, добивался размера стоп в 5-7 сантиметров. А свинцовая косметика? Да с добавлением ртути?

Сколько женских лиц было испорчено этой белой мазью! Ее наносили, чтобы добиться эффекта «совершенной кожи» — гладкой, ровной, однотонной. Потом уже, сверху, румянили щеки. Получалась толстая маска, под которой кожа потела и явно не становилась лучше. Вдобавок, свинец…

Это поначалу все выглядело эффектно. А потом металл начинал свое разрушительное действие. Но об этом долго ничего не знали!

По счастью для нас, нынешних, все это в прошлом. Слова: «Будет больно!» нам говорят все реже.

Оцените статью