Хорошенькое личико юной невесты было искажено от брезгливости. Она боялась момента, когда все уйдут и оставят ее наедине с этим смуглым, заросшим мужчиной, годящимся ей в отцы.
Ей были неприятны его улыбки и она содрогалась, когда он касался ее. От происходившего фарса хотелось плакать, но присутствие императора с императрицей, заставляло Катеньку держаться из последних сил.
Екатерина появилась на свет в декабре 1783 года в семье графа Павла Мартыновича Скавронского и Екатерины Васильевны, урожденной Энгельгардт.
Мать Катеньки имела скандальную репутацию, потому что, будучи совсем юной девицей, вместе с сестрами, составляла гарем своего могущественного дяди Григория Александровича Потемкина. Хоть Потемкин и устроил брак племянницы с влюбленным в нее Павлом Скавронским, но очень быстро избавился от ее мужа, отправив его в Неаполь.
В 1793 году Скавронский скончался и его супруга стала вдовой. Замуж она вышла в 1798 году, выбрав в мужья итальянского красавца графа Юлия Литту.
Катенька Скавронская унаследовала от матери ее красоту и легкий нрав. К 1800 году она превратилась в обворожительную девицу на выданье, обожающую порхать на балах, сражая кавалеров своей привлекательностью.
На одном из императорских вечеров она познакомилась с грузинским князем Петром Ивановичем Багратионом. В ту пору ему было 35 лет.
Игривая и беспечная Скавронская была столь прелестна, что князь невольно следил за ней взглядом, когда она кружилась в танцах.
-Хороша? — неожиданно поинтересовался у Петра Ивановича государь, перехвативший его взгляды.
-Да, милая девушка. — смутился князь.
Император Павел Петрович весьма благоволил к Багратиону. Государю было сложно угодить, он отличался подозрительным и взрывным характером, но князь сумел найти к нему подход.
Генерал Алексей Петрович Ермолов дал удачное описание Багратиона:
Князь Багратион имел завистников, но, ума тонкого и гибкого, он сделал при дворе сильные связи. Обаятельный и приветливый, он удерживал хорошие отношения с равными. Был внимателен: подчиненных награждал и был боготворим ими.
Обхождением очаровывал, нетрудно было воспользоваться его доверчивостью, но только в делах, мало ему известных. Во всяком другом случае характер его самостоятельный.
Решив сделать приятное своему любимцу, Павел неожиданно для всех объявил, что нужно обвенчать Багратиона и Екатерину Скавронскую. Государю казалось, что таким образом он награждает князя. Невеста была красивая, знатного рода, богатая и нравилась Багратиону. Что еще нужно для счастья? Однако, оказалось, что бравому полководцу оказали медвежью услугу.
Катенька считала Петра Ивановича старым и некрасивым. Более того, в то время ее нежное девичье сердце принадлежало Павлу Петровичу Палену. Но никто не интересовался мнением Екатерины, ее нарядили и отправили под венец с нелюбимым мужчиной.
Свадьба была отпразднована с размахом, в присутствии императорской четы. Посаженой матерью невесты была фаворитка Павла — Анна Гагарина, в девичестве Лопухина.
Говорят, что «стерпится — слюбится», но Екатерина так и не смогла полюбить Багратиона.
Пару лет они вместе проживали рядом с Главным штабом, в съемной квартире на Адмиралтейском проспекте. Чтобы поменьше находиться рядом с мужем, мадам Багратион вела насыщенную светскую жизнь, присутствуя на всех балах и вечеринках, организуемыми знатью.
Она не знала счету деньгам и ее скромного приданого, экономно выделенного отчимом, не хватало. Считая Скавранскую богатой невестой, государь сильно просчитался.
В 1802 году Багратион написал прошение, чтобы казна у него выкупила деревню. Средств на обеспечение семейной жизни не хватало. К тому моменту императором стал Александр, он выкупил у князя деревню, но полученных денег хватило ненадолго. Багратион стал постоянным должником у петербургских купцов. На него даже подавали в суд за неуплату долгов.
Крах семейной жизни произошел в 1805 году, но Багратион тогда об этом не догадывался. Ему пришлось расстаться с женой по уважительной причине — он отправился в Австрию, чтобы воевать против Наполеона. Екатерина же, чтобы не скучать в Петербурге, поехала в том же направлении — в Вену.
В Вене княгиня Багратион провела несколько лет. Она даже не думала возвращаться к мужу. Вырвавшись из опротивевшего ей семейного гнездышка, молодая женщина решила наслаждаться упоительной свободой. О супруге она вспоминала, лишь когда хотела попросить денег.
До Петра Ивановича еще не доходила простая истина, что жена больше не вернется. Он просил ее в письмах приехать, она отказывалась. Тогда он решил уговорить ее вернуться с помощью русского посла в Вене, но княгиня велела передать мужу, что у нее плохое самочувствие и она нуждается в лечении на австрийских курортах, климат Петербурга ей не подходит.
Когда князю доложили, что у его супруги роман с прусским принцем Людвигом, он не роптал на нее, а смирился. В одном из своих писем Багратион писал:
Она, кто бы ни была, но жена моя. И кровь моя всегда вступится за нее. И мне крайне больно и оскорбительно, что скажут люди и подумают…
Но любовь к легкомысленной супруге пошатнулась. Он продолжал помогать ей деньгами, но стал считать себя свободным. В ту пору у знаменитого полководца начался роман с великой княжной Екатериной Павловной. В отличие от супруги, она по-настоящему полюбила его.
В 1810 году княгиня Багратион родила дочь Клементину. Разумеется, не от мужа, с ним она не виделась уже пять лет. Отцом девочки был австрийский дипломат граф Меттерних.
Поразительно, но Петр Иванович никаких обид к жене не испытывал. Более того, он оправдывал ее поведение.
Жена моя не такая глупая, чтобы не чувствовала огорчения, во-первых, она ограблена графом Литтою (отчимом. — Е. А.), разлучена по его милости с матерью до такой степени и что невозможно того желать.
Пока она жила со мною, бедна(я), не имея ни минуты жизни спокойной: одну сестру уморили (речь идет о сестре Екатерины Павловны Марии..), она оною грустию начала болеть, выехала за границу
Когда награждали жен военачальников, а княгиню обошли, Багратион был возмущен. Он не понимал как так. Почему супруги других военных получили награды, а его нет.
Из письма Багратиона от 25 сентября 1809 года:
Скажу вам, что генерал Платов из Дону получил от жены письмо — ей пожаловано орден 2-й степени Екатерины. Признаюсь, мне весьма прискорбно, что доселе жена моя за службу мою не могла иметь, а особливо тогда, когда Барклая, Докторова и тому подобных имели. Кажется, жена моя по себе не хуже никакой чухонки и дворянки или казачки
Создавалось впечатление, что Петр Иванович до самого последнего дня надеялся на возвращение беглой супруги. После его смерти в сентябре 1812 года, среди вещей полководца нашли портреты двух Екатерин Павловн (жены и великой княжны).
Став вдовой, Екатерина продолжала вести прежний образ жизни. Она оставалась неисправимой кокеткой, желающей покорять мужские сердца. Оноре де Бальзак признавался, что княгиня была одной из двух дам, с которых он писал Феодору в своем романе «Шагреневая кожа»
В 1830 году княгиня вышла замуж за мужчину, который был младше ее на 16 лет, но быстро рассталась с ним, так как не прощала измен. Быть мудрой и покладистой, как покойный супруг, она не собиралась.
Последние годы жизни Екатерину Багратион возили в инвалидном кресле. Она скончалась в 1857 году. На момент смерти ей было 74 года.