Незаслуженное счастье

Лидочка сгорела в несколько дней. Ничем не болела! А прекрасна была, как в первую минуту их знакомства! Но под Рождество 1907 года миллионер Сергей Щукин перенес второй тяжелый удар в своей жизни – сначала не стало сына, теперь жены.

Он не знал, что рок занес над ним свой топор, и он вот-вот обрушится снова. «Незаслуженное счастье», — шептались про него. Не должна была красавица Лидочка выходить за него замуж. Украл у брата невесту – не ропщи!

*

Мальчик не мог нормально произнести ни единого слова. Краснел, тужился и плакал. Не было и речи о том, чтобы учить его в гимназии – засмеют! Вот поэтому сын фабриканта Ивана Щукина постигал науки дома. Он страшно заикался!

В Москве об этом знали все, ведь в доме Щукиных перебывали все специалисты – от самых простых до светил науки. И каждый разводил руками: бывает! Да и в чем печаль, если из десяти детей один не удался? Купеческие семьи большие…

Как-то ночью Сережа подслушал разговор между матерью и отцом.

— И что же теперь? Не учить его? Он же умный мальчик! – Причитала мать.

— Боюсь, что никто этого оценить не сможет. Пока Сережа не начнет нормально говорить.

Кто-то посоветовал Щукиным медика Денгарта в Тюрингии. Дескать, у него передовые методики по лечению заикания. Не жалея денег, фабрикант снарядил настоящую экспедицию в немецкие земли – Сережу сопровождали несколько слуг, везли с собой все, что может пригодиться на длительный срок. Как в воду глядел! Сын провел в Тюрингии три года.

Когда он вернулся, его не узнали дома – вытянулся, похорошел. А главное – он заговорил. Правда, делал это чуть медленнее, чем все. Если начинал нервничать, то спешил, и заикание возвращалось.

Но сразу брал себя в руки: Денгарт научил Сергея Щукина, как бороться с этой напастью. Он до конца своих дней делал дыхательные тренировки и старался восстановить сердцебиение. Это помогало ему во многих ситуациях.

В Германии Сережа еще и выучился коммерции. Теперь он ничуть не отставал от других Щукиных, разве что по-французски говорил хуже них. Зато на немецком изъяснялся, как на своем родном. Оказалось, что мальчик, которого были готовы списать со счетов, едва ли не самый талантливый в семье.

По крайней мере, приступив к делам под отцовым руководством, Сергей получал от него только похвалы. Была у него и купеческая практичность, и немецкий расчет.

Однажды брат, Пётр, познакомил Сергея со своей невестой. Лидочка Коренева была так хороша, что он моментально потерял голову. Она была сказочной, удивительной, блестящей… Дочка председателя правления Донецкого каменноугольного товарищества. Как говорится – деньги к деньгам.

Но Петра, едва Лидочка узнала Сергея, «отправили в отставку». Молодая красавица и ее новый кавалер влюбились в друг друга, словно не замечая, какую боль они причиняют другому Щукину.

Когда их венчали в 1884-м, Пётр держался достойно. Был спокоен, ничем не выдавал своей неприязни к происходящему. «Незаслуженное счастье, украденное счастье!» — Говорили друзья Петра. Но Лидочка и Сергей предпочитали ни о чем дурном не думать.

Они были счастливы. Яркая и увлекающаяся молодая жена, бриллиант из бриллиантов в драгоценном ларце Щукина, снискала славу подлинной светской королевы. Недаром сам великий князь Сергей Александрович ухаживал за ней!

Даже после рождения четвертого ребенка Лидочка оставалась такой же изящной и прекрасной. Волшебные гены! А потом муж увез ее в длительное путешествие по миру – они побывали даже в экзотической Индии. Из своих путешествий Щукин вез редкостные сокровища – мраморные изваяния, мебель из черного дерева, инкрустированную слоновой костью и… картины.

Именно живопись стала для Щукина источником настоящего вдохновения. Коллекция ширилась, Лидочка не слишком хорошо понимала всех этих Матиссов и Моне, но ей не хотелось перечить мужу. Она-то куда больше увлекалась музыкой, и устраивала в их огромном доме в Большом Знаменском переулке, музыкальные вечера.

Когда-то этот особняк принадлежал князьям Трубецким, но содержать монументальное строение потомки знатного рода были в ту пору не в состоянии…

Их жизнь перевернул 1905-й год. Сын Щукиных, Сережа, всегда утверждал, что поддерживает революционные идеи, но теперь отец считал это на редкость опасным занятием. Он решил вывезти семью за границу на полгода-год, пока все успокоится. А перед самым отъездом Сережа пропал. Семья решила, что юноша решил проявить характер и уехала без него.

Все надеялись, что вот-вот раздастся звонок в дверь или придет телеграмма от Сережи… Но случилось иначе. Когда в марте 1906 года растаял снег, сына миллионера Щукина нашли в Москва-реке. При нём имелось и послание: он сделал это сам. Так он захотел.

Лидочка надела траур и отказывалась его снимать даже через год. Но постепенно жизнь входила в нормальное русло – дочь выросла красавицей и получала каждый месяц предложения руки и сердца, сын поступил в университет. Еще один, Гриша, любимец Сергея Щукина, казался очень счастливым… Влюбленным!

Они строили планы на будущее, когда перед Рождеством 1907 года Лидочка захворала. Болезнь развивалась молниеносно – молодая и привлекательная женщина сгорела буквально за неделю. Щукин не верил тому, что происходит. А потом схватился за голову: он – коллекционер стольких картин! И у него – ни единого портрета горячо любимой жены!

В первую годовщину Лидочкиной смерти пришла весть из Парижа. Оказывается, брат Щукина, Иван, запутался в долгах и пустил пулю. Это было невыносимо… Злой рок преследовал семейство. Неужели виной всему – украденное счастье?

Он пытался загладить свою вину. Взял на воспитание девочек из крестьянских семей: выучил, помог встать на ноги. Впоследствии одна из них, Варя, навсегда уехала в Данию. А вот Аня осталась в Москве. Девочки были смышлеными и веселыми…

А вот его собственные наследники пошли вразнос. Дочь Катя швырялась деньгами и не умела выбирать мужчин. У сына Вани не сложился брак: жена ушла от него. На чью поддержку мог рассчитывать вдовец Щукин? Только на Гришину. Как он любил своего сына! Умного, серьезного, талантливого… Но и эту опору выбили из-под ног Щукина: 3 января 1910 года не стало Гриши.

Он последовал примеру дяди. Позже скажут: с ним случился нервный припадок на фоне неразделенной любви к одной кокетливой красавице. Проститься с юношей пришла вся купеческая и богемная Москва, его саван утопал в цветах. Волосы купца Щукина после этой потери стали белее снега.

Свою живописную коллекцию он завещал городу. А еще выделил 100 тысяч рублей на создание Психологического института при кафедре Московского университета. Казалось, теперь все это не нужно ему более – деньги, бриллианты, роскошное убранство дома…

Он ожил внезапно весной 1912 года, когда познакомился с Надеждой Афанасьевной Конюс. Спокойная женщина, моложе его, но вовсе не двадцатилетняя красавица, стала для Щукина отрадой. Три года спустя они поженились. С ней порадовался рождению единственного общего ребенка – дочери, Ирочки.

После революции Щукин убедил новые власти, что его живописное собрание нужно непременно сохранить. Не продавать за рубеж, а оставить в России. Попросил сделать руководителем галереи своего зятя, и ему пошли навстречу. Сам же он удалился на дачу, ведь особняк Трубецких теперь не принадлежал ему.

Но даже в подмосковном Кунцево бывший купец не чувствовал себя спокойно: ему казалось, что рано или поздно за ним придут. Поэтому-то и предприняли побег – прежде уехала жена с дочкой. Они путешествовали скромно, под чужими именами, и единственной по-настоящему дорогой вещью была роскошная Ирочкина кукла.

Никто не знал, что внутри куклы спрятаны деньги, бриллианты, золотые часы… Солидная же часть капитала Щукина давно находилась в заграничных банках. Он был готов к отъезду.

Следом за женой в Веймар перебрался и Сергей Иванович – тоже с поддельным паспортом. Оттуда – в Париж. Во французской столице он и скончался 10 января 1936 года.

А вся его семья? Надежда Конюс умерла в феврале 1954-го года. Дочь Ирина – в 1994-м. У нее остался сын, Андре-Марк Делок-Фурко, который в 2019 году получил российское гражданство. Он прекрасно знает биографию своего деда и хранит память о нем.

Катя Щукина покинула этот мир в 1977-м, на два года раньше – при взрыве самолета – Иван. Случилось это в Ливане, куда потомок купца переехал еще до Второй мировой. Жизнь разбросала Щукиных по миру…

Оцените статью