Игорь Дмитриев: любовь и одиночество последнего аристократа СССР

Амплуа этого актера определила его первая большая роль в кино. После того как Игорь Дмитриев сыграл роль Евгения Листницкого в эпопее «Тихий Дон» на него буквально посыпались предложения сыграть графов, князей, офицеров-белогвардейцев.

Его даже называли «последним аристократом СССР». И лишь после распада СССР актер признался, что роли такого плана давались ему легко, так как сам он происходит из известной дворянской семьи, мало того, Дмитриев утверждал, что его прабабушка та самая Анна Шерер, что стала героиней романа Толстого.

Игорь Дмитриев появился на свет в 1927 году в семье яхтсмена Бориса Дмитриева и балерины Елены Таубер. Когда мальчику исполнился год, отец из семьи ушел, заявив, что хочет вольной жизни, а не пеленок-распашонок с кастрюлями. Родители Бориса Петр и Александра Шерер сына ругали, но поделать ничего не могли.

Они часто брали внука к себе, но отца Игорь не видел, тот специально не появлялся у родителей. Однако мальчику было все равно, отца он не знал и не помнил, а вот бабушку и деда очень любил.

Дед актера Петр Артамонович Шерер до революции служил в кавалерии, будучи царским офицером. Именно он научил Игоря сидеть в седле. Вообще, о своих предках Дмитриев рассказывал очень много интересного.

Он утверждал, что его прабабушкой была Анна Павловна Шерер – фрейлина императрицы Марии Федоровны. Именно она упоминается в романе «Война и мир» Толстого.

У Анны Павловны Шерер был сын Адам, который как-то совратил дворовую девицу Авдотью Демиденко, которая вскоре родила сына. Анна Павловна дала Дуняше вольную и хорошее денежное довольствие, а мальчика забрала в дом.

Его признали законнорожденным и воспитывали в лучших традициях дворянских семей. Этот мальчик и стал прадедом бабушки актера Анны Адольфовны Шерер. Так рассказывал об этом актер Игорь Дмитриев.

Но эта версия Игоря Дмитриева не выдерживает критики. Сам автор «Войны и мира» называл образ Анны Шерер собирательным, хотя реальный прототип у этого персонажа был – Анна Федоровна Тютчева, фрейлина императрицы.

Она была замужем за публицистом Иваном Аксаковым, и детей у супругов не было. Вполне возможно, что Анна Шерер и была прабабушкой актера, но только вот не она фигурировала в произведении Толстого.

С материной стороны дед и бабушка актера были евреями. Дед Илья Климентьевич держал фотосалон в Таврическом дворце и аптеку в центре Петербурга. Жила семья в пятнадцатикомнатной квартире, но когда грянула революция, их 15 комнат им оставили 4, остальное сделали коммунальной квартирой.

В четырех комнатах поселились дед с бабушкой, Игорь с матерью Еленой и сестры Елены со своими семьями.

Елена выступала в мюзик-холле и в цирковом шоу, а Игорь был, что называется «закулисным» ребенком, видимо поэтому, тяга к искусству у него проявилась в раннем возрасте. Уже в 13 лет Дмитриев сыграл польского гимназиста в фильме «Голос Тараса».

Когда грянула война, семья уехала в эвакуацию в поселок Молотовской области, где Дмитриев участвовал в концертах для раненых бойцов. Уже тогда он не представлял свою жизнь без сцены. Следующей шагом к мечте стала учеба в Школе-студии МХАТ, которая открыла актеру путь в Ленинградский драматический театр.

«В открытом море», «Лев Гурыч Синичкин», «На всякого мудреца довольно простоты», — перевоплощения Дмитриева на сцене ЛДТ сделали его известным и популярным в театральной среде, однако в 1967-м ему пришлось уйти из театра.

Дело в том, что Дмитриев поехал за границу по приглашению друзей, предварительно договорившись о замене в спектакле. Однако такое самовольство директору не понравилось, и он уволил актера.

Правда, потом руководитель уговаривал Дмитриева вернуться, но тщетно.

В 80-х годах Игорь Дмитриев артист был зачислен в труппу Театра Комедии, откуда уже не уходил, до последних дней играя на сцене.

Леонид Быков, Эмиль Лотяну, Ян Фрид, и многие другие именитые режиссеры были рады сотрудничать с Дмитриевым, ведь мало того что он полностью выкладывался на сцене и на экране, так и еще, для создания максимально точного образа, обучался навыкам, присущим тому или иному персонажу, к примеру, играя музыканта, он посещал уроки музыки.

Дмитриев был одним из немногих в стране, кому во времена СССР довелось сотрудничать с голливудскими звездами. Мало того, актер был членом Английского клуба и нескольких зарубежных киноассоциаций.

Самым главным критиком и самым большим союзником в творчестве для Дмитриева всегда была его жена Лариса. С ней он был знаком еще со школьных времен. Во время войны судьба разбросала их по разным городам, но после Победы снова свела, уже в Москве.

Лариса тоже имела непосредственное отношение к киноиндустрии – трудилась редактором на «Ленфильме».

В браке у супругов родился сын Алексей. Он окончил Ленинградский государственный университет и впоследствии работал с иностранными компаниями. А впоследствии переехал на ПМЖ в США.

Супруга актера Лариса часто летала к сыну, а потом, в один из таких визитов заболела и больше уже на Родину не вернулась – умерла в США.

Кто-то говорит, что она планировала остаться жить рядом с сыном, кто-то утверждает, что это был просто очередной приезд в гости – информация об этом в разных источниках противоречивая. Но суть не в этом, а в том, что в 1998 году Дмитриев остался совершенно один.

Их с Ларисой брак продлился ровно 30 лет. Игорь Борисович пережил супругу почти на десять лет. И эти годы для актера стали самыми тяжелыми. Сын навещал отца, но, по понятным причинам, оставаться надолго в России не мог — в США его ждали семья и работа. Сам же Дмитриев переезжать в США отказывался наотрез.

«Потерю Ларисы я остро ощущаю до сих пор, с годами тоска и боль не утихает, а только растет. Сожалею, что уже никогда не смогу сказать, как я ей за все благодарен…» — говорил артист.

Жизнь начала стремительно терять смысл без второй половины, и он старался полностью раствориться в творчестве. Дмитриев стал автором около 30 программ из цикла «У Игоря Д…», продолжал заниматься дубляжом, снимался в сериалах и выходил на сцену практически до последнего. Не стало Игоря Борисовича 25 января 2008 года.

Оцените статью
Игорь Дмитриев: любовь и одиночество последнего аристократа СССР
Первая Золушка