— Он был болен ею, околдован. Поэтому готов был сесть в тюрьму! Он, прославленный талантливый композитор, выдающийся человек, принёс ей жертву, разрушил свою жизнь и поэтому рано умер, — уверяла Мария Максакова*. — А она его бросила!
Дочь актрисы Людмилы Максаковой, находящаяся в сложных отношениях со своей матерью, поддерживала версию, озвученную лет 20 назад вдовой композитора Микаэла Таривердиева Верой. Любопытно, что Мария охотно в это верила, хотя её слова мало что значат.
Трагедия, о которой идёт речь, произошла в далёком 1967 году, а Мария родилась в 1977-м. О чём же идёт речь?
Версия вдовы композитора: «все его женщины ему вонзали нож в спину!»
— Этот роман между Микаэлом и Людмилой случился в шестидесятые годы, — рассказывала Вера Таривердиева. — Таривердиев был отчаянно влюблён в Максакову. Она была дьявольски красива и привлекательна, а ещё — чрезвычайно свободна.
По словам Веры Микаэл и Людмила ехали на его «Волге» по Ленинградскому проспекту в ночи. За рулём была Максакова.
Вдруг на проезжую часть выскочил какой-то человек, и она его сбила. Якобы, он был пьян, и Максакова, наверное, не была виновата в его смерти, но всё равно перед законом отвечать пришлось бы.
Таривердиева восхищалась благородством человека, который в 1990 году стал её мужем, а через шесть лет ушёл из жизни. Она не сомневалась, что он пересел за руль и взял на себя вину женщины, которую тогда так страстно любил.
— У Микаэла было очень много женщин! Он сам не знал, сколько раз женился, — рассказывала Вера. — Он обладал специфическим мифологическим сознанием, наделяя каждую женщину чертами, которых у неё могло и не быть.
А они ему вонзали нож в спину! Все отношения с женщинами заканчивались для него ощущением предательства.
Было разбирательство, был суд, и Таривердиева осудили на два года, но, как говорила Вера, так как следствие продолжалось тоже два года, срок он не отбывал. Переживал страшно, а Максакова фактически его бросила, не придя на последнее заседание.
У него даже отнялись ноги, такая драма! К тому же, к его матери пришла одна из бывших жён со словами: «Вы же понимаете, что он не перенесёт тюрьмы. Умрёт там. Пусть напишет завещание…».
К слову, в СССР так называемые «аварийщики» в тюрьмах не сидели! Они отбывали срок в колониях-поселениях, где условия были очень мягкими. Но, конечно, человеку изнеженному, привыкшему к богатой красивой жизни, и колония-поселение могла показаться адом.
Таривердиева утверждала, что эта история мужского благородства её супруга была воспроизведена в фильме Эльдара Рязанова «Вокзал для двоих» (1983). Микаэл пошёл на премьеру фильма и, якобы, был шокирован и задет.
Ему казалось, что все зрители в зале чуть ли не показывают на него пальцем: «он тоже взял вину любимой женщины на себя!». Он даже, по её словам, отдалился от друзей из мира кино и компаний артистов.
Вере в 1967 году было 10 лет, она младше Микаэла на 26 лет и, конечно тогда об этом ДТП ничего не знала. Но, видимо, он ей объяснял, как всё произошло. А у самой Людмилы Максаковой версия событий совершенно другая.
Немного поиграв на рояле, он, соблазнительно улыбнувшись, развязал на её платье поясок
Актриса отдыхала в Крыму в известном санатории «Актёр», где впервые увидела Таривердиева. Он подошёл к ней на пляже и пригласил прийти в ресторан вечером.
Она вспоминала, что на Микаэла невозможно было не обратить внимания: элегантный, одет модно, ездит на собственной «Волге». После ресторана договорились встретиться и следующим вечером — композитор попросил Людмилу зайти за ним в его гостиницу.
В номере выяснилось, что Микаэл ещё не переодевался для выхода, встретив актрису в обвислых трениках. У него было свое представление, как они плодотворно проведут свидание: немного поиграв на рояле, он, соблазнительно улыбнувшись, развязал на её платье поясок.
Актриса в шоке убежала в свой санаторий и больше в ту поездку не видела Таривердиева.
— Но от судьбы не уйдешь! — рассказывала Людмила. — Через год мы опять встретились в «Актёре», и на сей раз он действительно красиво ухаживал за мной. Оба мы были свободны, и наше счастье длилось три года. Роман этот был очень красивым.
Версия Людмилы Максаковой: «Таривердиев себя ужасно чувствовал из-за того, что струсил, а мне было неловко за человека, которого я любила»
Максакова прекрасно помнила тот злополучный день, 9 мая 1967 года. Людмила и Микаэл ужинали с друзьями в «Национале».
К столику подошёл хорошо знакомый актрисе журналист и спросил, как дела у режиссёра Григория Чухрая (она снималась в его фильме «Жили-были старик со старухой» в 1964 году). И тут вдруг Таривердиев приревновал Максакову к упомянутому Чухраю и, чтобы успокоиться, выпил водки.
После ужина именно Таривердиев сел за руль своей машины по словам Максаковой. Он мчался по улице Горького на большой скорости. В городе гуляла праздничная толпа, Москва светилась огнями, повсюду переливалась праздничная иллюминация.
Микаэл не смог затормозить, когда напротив гостиницы «Советская» на пешеходный переход выскочил 16-летний паренёк, спешивший к своей девушке, ждавшей его на другой стороне улицы.
Композитор, должно быть в шоке, продолжал гнать машину, в которой сидели и Людмила с друзьями. Они кричали, чтобы он остановился, но Микаэл словно бы их не слышал.
Их нагнала другая «Волга», и сидевший в ней военный крикнул, открыв окошко: «Что же ты, сво…, делаешь?! Сбил человека и уехал?» Композитор пришёл в себя и повернул машину. Юноша скончался в больнице через три дня.
— Мы все были на месте преступления до шести утра с милицией. Милиционеры допрашивали нас, опрашивали свидетелей, перемеряли тормозной путь и составляли протоколы.
Потом мы молча разошлись по домам, — вздыхала Людмила. — На душе разливалась свинцовая тяжесть. Таривердиев себя ужасно чувствовал из-за того, что струсил, а мне было неловко за человека, которого я любила. Как он мог так себя повести!
И она порвала отношения. Здоровались при встрече на каких-то мероприятиях и не более того.
— Я была поражена опубликованным интервью с Верой Таривердиевой через 10 лет после смерти Микаэла. Вера говорила явную неправду! — возмущалась Максакова. — Это чудовищный миф! Ведь всё произошло в центре Москвы, на глазах у десятков свидетелей!
Возможно, кто-то придумал версию моей виновности в том смертельном ДТП и внушил Микаэлу, что он так будет выглядеть благороднее. В итоге, Таривердиев через годы и сам уверовал в то, чего не было!
Людмила уверена, что эта трагедия исковеркала Таривердиеву жизнь. Он перенёс несколько инфарктов и умер в 64 года.
Вот такие две противоречивые версии!
Эльдар Рязанов действительно взял сюжет из жизни, но он не разгласил имён. Вот его подробный рассказ о прототипах главного героя:
В сценарии фильма «Вокзал для двоих» причудливо преломились и видоизменились истории, тоже случившиеся в действительности.
Ситуация, когда за рулем сидела женщина, сбившая человека, а вину принял на себя мужчина, бывший в машине пассажиром и любивший эту женщину, взята из жизни. Я знаю этих людей, но не буду называть их имен.
Вторая история, толкнувшая нас на написание сценария, произошла с талантливым поэтом Ярославом Смеляковым. Судьба его при сталинщине сложилась трагически. Он трижды сидел в лагерях и смерть Сталина встретил за колючей проволокой.
В 53-м году, после смерти вождя, заключенные ждали амнистии, ждали изменений и вохровцы.
В лагере, где отбывал наказание Смеляков, режим чуть-чуть смягчился, и поэта отпустили навестить своих товарищей по несчастью Валерия Фрида и Юлия Дунского — будущих известных кинодраматургов, которые уже отбыли срок и жили на поселении в нескольких километрах от зоны.
Но к утренней поверке Смеляков должен был стоять в строю зэков. Отсутствие его в этот момент считалось бы побегом, и срок отсидки автоматически увеличился бы. Обрадованные свиданием, надеждами на улучшение участи, бывшие лагерники и их гость хорошо провели время. Выпито было, вероятно, немало.
Все трое проспали час подъема, и более молодые Фрид и Дунский помогали Ярославу Васильевичу добраться до лагеря, тащили его, ослабевшего, чтобы он поспел в срок к утренней поверке. Эту правдивую и одновременно невероятную историю мы слышали от непосредственных участников.
Вот эти два эпизода, а также давнее желание сделать фильм о вокзальной официантке стали отправными пунктами и привели к тому, что родился сценарий трагикомедии «Вокзал для двоих».