Их супружеские отношения были непростыми, а обстоятельства личной жизни являлись и до сих пор являются предметом обсуждения. Заранее прошу комментаторов быть толерантными, избегать высмеивания, унижения и оскорбления персонажей.
…В феврале 1947 года, в день своего 25-летия, очаровательная Фелиция Монтеалегре отправила своему жениху письмо: «Мой дорогой Ленни! Мне уже двадцать пять, и этот факт меня пугает!»
Жених прислал ей в подарок щенка черного кокер-спаниеля и это вызвало у девушки бурю восторга: «Он мой, мой собственный!»
Фелиция только что успешно сдала экзамен на водительские права и хвасталась перед женихом: «Я повсюду езжу одна, вверх по холмам и вниз по долине, вокруг интенсивное движение и все такое — и я великолепна! Вот так!»
Молодая актриса Фелиция была помолвлена с Леонардом Бернстайном, 28-летним композитором и дирижером. Она, как и большинство людей в окружении этого человека, была по уши влюблена в него. И все же, девушка чувствовала, что что-то не так.
Бернстайн и Монтеалегре познакомились на вечеринке в 1946 году у пианиста Клаудио Аррау, у которого Фелиция брала уроки игры на фортепиано, когда переехала в Нью-Йорк.
Оказавшись в гостях случайно, девушка немного растерялась: она знала из присутствующих лишь несколько человек. Фейерверк бенгальских огней и убегающее из бокалов пенящееся игристое вскружили ей голову и придали смелости.
Вокруг были знакомые и незнакомые смеющиеся лица. За роялем сидел молодой темноволосый красавец. Обаятельный незнакомец задорным движением головы отбросил со лба упавшую прядь и перехватил восхищенный взгляд Фелиции. Хозяин дома тут же представил их друг другу.
Блистательный дебют Леонардо Бернстайна состоялся три года назад, когда его позвали заменить внезапно заболевшего титулованного дирижера Бруно Уолтера в Нью-Йоркской филармонии.
Между Леонардом и Фелицией сразу возник взаимный интерес друг к другу. В его обществе девушка почувствовала себя настолько легко, что хотелось кружиться и петь. Она совершенно потеряла голову от обаяния Бернстайна, славившегося умением очаровать любого в считанные минуты.
Молодые люди, сразу понявшие, что у них много общего, проговорили до утра и условились о следующей встрече. После нескольких свиданий Бернстайн сделал Фелиции предложение и она с радостью приняла его. А потом… жених неожиданно сбежал в Лондон. Фелиция не знала что и подумать.
Вскоре из Лондона пришло письмо. Девушка с нетерпением разорвала конверт. Письмо было коротким. Леонардо извинялся за свой внезапный отъезд. Она тут же взяла ручку и написала в ответ: «Я была счастлива получить твою записку. Мне было просто немного обидно, что ты не попрощался».
Осенью того же года помолвка была расторгнута Бернстайном без объяснения причин. В колонке светской хроники в «Journal-American» появилась строчка «Матримониальные планы Леонарда Бернстайна отменены». За этими пятью словами скрывалась целая драматическая история.
Обманутая Фелиция твердо решила забыть своего несостоявшегося жениха. К тому времени до нее дошли нелицеприятные слухи о Бернстайне, в которые ей пришлось поверить. У ее экс-жениха был секрет: ему нравились не только женщины.
Теперь Фелиции многое стало понятно — и недомолвки, и скрытность, и нежелание возлюбленного делиться своими переживаниями и чувствами.
Девушка решила сосредоточиться на своей карьере и у нее это неплохо получалось. Жизнь для Фелиции обрела смысл после встречи с дважды разведенным актером Ричардом Хартом, с которым она вместе играла в одной из постановок. Харт, обаятельный брюнет, был старше Фелиции на семь лет.
Отношения Фелиции с Ричардом продлились до 2 января 1951 года. Возможно, они бы поженились, если бы не внезапная смерть Харта от острого коронарного синдрома в возрасте 35 лет. Ричард скончался на руках у Монтеалегре.
Фелиция была опустошена и отчаянно нуждалась в эмоциональной поддержке. И она ее получила от… Леонарда Бернстайна.
За четыре года разлуки с Фелицией Бернстайн многого добился на профессиональном поприще и вел весьма свободный образ жизни, насыщенной бурными романами, но все чаще вспоминал покинутую возлюбленную.
В письмах к сестре Леонард признавался, что именно с Фелицией он хотел быть вместе и создать семью. «С тех пор, как я уехал из Америки, она постоянно занимала мои мысли, и я пришел к потрясающе ясному осознанию того, что она значит — и всегда значила — для меня», — написал он.
Только с Фелицией Леонард хотел дом, детей, семейные поездки и все то, что могла дать супружеская жизнь.
Бернстайн отчаянно хотел вернуть Монтеалегре, а Фелиции нужно было решить, может ли она быть с этим мужчиной. И она приняла решение, основанное на своих собственных чувствах, а не на том, как отреагирует на это общество.
Фелиция написала Леонарду: «Ты никогда не изменишься… Я готова принять тебя таким, как ты есть и не строить из себя мученицу…
Так случилось, что я очень сильно люблю тебя — возможно, это болезнь, и если это так, то что может быть лучшим лекарством? Давай попробуем и посмотрим что выйдет… Наш брак будет основан не на страсти, а на нежности и взаимном уважении».
В сентябре 1951 года Леонард и Фелиция поженились. Ради брака Монтеалегре приняла иудаизм. Перед свадьбой жених пообещал если не хранить верность, то хотя бы вести себя осмотрительно и не выставлять будущую супругу посмешищем.
В свою очередь, Фелиция надеялась «излечить» мужа: ведь сколько бы интрижек на одну ночь ни устраивал Бернстайн, он всегда возвращался домой. Окружающим казалось, что их союз идеален: успешный композитор, настоящая гордость Америки и очаровательная Фелиция — его надежный тыл.
Новый семейный статус и любовь Фелиции придали Бернстайну солидности и уважения, что определенно помогло его успешной карьере. 1952 год ознаменовался рождением дочери Джейми. В 1955 году родился Александр, а в 1962 — Нина.
Фелиция много времени уделяла детям и дому, при этом практически отказавшись от карьеры и собственных амбиций.
Бернстайны регулярно устраивали вечеринки и приглашали друзей в свой гостеприимный дом. Друг семьи и фотограф Джон Груэн заметил: «Здесь всегда была еда, щедрость и веселье, словесные игры и головоломки… В те годы это придавало нашей жизни щегольства».
Отношения пары в этот период были теплыми и наполненными глубокой любовью. «Ты находишься в сердце моей жизни, дорогая”, — написал Бернстайн своей жене в одном из писем. В это время Леонард приступил к «Вестсайдской истории», которая станет определяющим достижением его карьеры.
На протяжении всего производства Бернстайн конфликтовал с другими участниками творческой команды, включая 27-летнего автора текстов мюзикла Стивена Сондхейма, который пытался внести изменения в его партитуру. Композитор жаловался в длинных письмах Фелиции:
«Все части партитуры, которые мне нравятся больше всего — наиболее весомые, поэтичные партии — критикуются как «оперные», и уже обсуждается отказ от них. Я расстроен».
Мудрая и любящая Фелиция поддержала мужа: “Не бросай начатое, Ленни. Не сдавайся! Борись за то, что считаешь правильным. Уверяю тебя — то, что ты написал прекрасно!”
Он благодарно ответил: «Мне бесконечно повезло с тобой. Твоя сила помогает мне пережить тяжелые времена». Это время оба будут вспоминать как самое счастливое в их жизни.
Благодаря изяществу и очарованию Фелиция стала настоящей иконой моды, и в обществе с нетерпением ждали торжественных мероприятий, на которых она демонстрировала наряды модных дизайнеров.
Но, как оказалось, у Монтеалегре была тайная цель — популяризировать творчество своего мужа. Многие женщины приходили на мероприятие просто посмотреть, что она наденет, а также продемонстрировать свои собственные дизайнерские наряды.
В интервью 1958 года New York Times Фелиция сказала: «Некоторые люди могут прийти, чтобы похвастаться своим норковым манто и обнаружить, что им нравится музыка. С того момента они станут преданными посетителями филармонии».
Внешне их брак в то время выглядел благопристойно. Квартира в Нью-Йорке, огромный загородный дом.
Трое детей, красавица-жена и успешный муж, музыкальный руководитель Нью-Йоркского филармонического оркестра, создатель музыки к «Вестсайдской истории», партитуры к фильму Элиа Казана «На набережной», мюзикла «Кандид» и множества других композиций.
Однако Леонард не оправдал надежд Фелиции. У него было несколько пылких романов как с мужчинами, так и с женщинами. Знала ли Монтеалегре, что муж ей не верен? Знала.
Но нужно отдать Фелиции должное — постоянно сталкиваясь с изменами, она оставалась внимательна и верна супругу, понимая, насколько важна для него личная жизнь и как необходима особая энергетика, черпаемая из мимолетных романов. Более того, он иногда представлял своих возлюбленных жене.
У Фелиции была возможность подать на развод и отказаться от столь странных отношений. Иногда ей казалось, что она заключена в стеклянную тюрьму — вокруг кипела жизнь, а Монтеалегре была отделена от внешнего мира невидимой, но прочной стеной. У них с мужем были слишком разные представления о долге.
Брак с всемирно известным музыкантом дал Фелиции богатство и доступ в высшее общество. В числе ее знакомых были Лорен Бэккол, Жаклин Кеннеди, Борис Пастернак, Мария Каллас, Лилиан Хеллман. Но без Леонарда жизнь для нее теряла смысл, цель, вкус.
Она могла выстроить собственную жизнь, но предпочла жить в атмосфере непрекращающегося предательства, даруя личную свободу своему любвеобильному мужу. Дело было в том, что Фелиция продолжала любить Леонардо, преклоняясь перед его талантом, харизмой и энергетикой.
В своих дневниках она писала: «Если душевное равновесие, здоровье, творчество Леонарда зависит от этого, то я готова принять эту жизнь без принесения себя на алтарь широкой публики«.
Через какое-то время Бернстайн перестал быть осмотрительным в любовных делах и Монтеалегре становилось все труднее и труднее скрывать подробности их отношений от средств массовой информации.
В 1976 году у Бернстайна появился ассистент по имени Том Котран. Несмотря на то, что Котран был почти на 30 лет моложе, между ними завязались серьезные отношения. Это был не первый бойфренд, которого Леонард привел в дом, но это был первый раз, когда он представил его детям.
Монтеалегре это смертельно надоело Она устала от измен и вранья. Пришло время ультиматума и Фелиция потребовала Бернстайна прекратить отношения с Томом. Леонард категорически отказался и покинул семейный дом, поселившись у Котрана.
Фелиция не смогла оправиться от очередного удара. Остались боль и тоска по человеку, с которым ее угораздило связать свою судьбу. При очередном посещении врача она услышала страшные слова: «У вас рак». О смертельном приговоре, вынесенном Фелиции, узнал Бернстайн и вернулся к ней.
Но увы, дни ее были сочтены. Монтеалегре умерла от рака молочной железы, который дал метастазы в легкие, 16 июня 1978 года в возрасте 56 лет в собственном доме. Леонард до последних дней преданно ухаживал за женщиной, которая любила его всю свою жизнь.
Бернстайн не мог себе простить ее раннюю смерть и не мог избавиться от мысли, что его бессердечие стало причиной ухода жены. Он пережил Фелицию на двенадцать лет. Монтеалегре и Бернстайн похоронены вместе на кладбище Грин-Вуд в Бруклине, Нью-Йорк.
Несколько слов о детях пары. Джейми стала писателем и режиссером, также она продюсирует прямые трансляции выступлений Нью-Йоркского филармонического оркестра.
Александр получил степень бакалавра в Гарварде и стал актером, он преподает театральное мастерство и заведует фондом имени своего прославленного отца. Нина — по профессии диетолог. Она также посвятила себя наследию отца и передала письма отца и матери в Библиотеку Конгресса США.
О жизни пары в 2023 году снят байоптик «Маэстро». Главные роли в фильме исполнили Кэри Маллинан и Брэдли Купер.