На автопортрете он, кстати, не со следами трапезы. А в образе библейского Давида, который сразил Голиафа. Это я на всякий случай поясняю.
А речь у нас пойдет о довольно известном в свое время художнике, Иоганне Йозефе Цоффани (1733 -1810 гг.).
Обычно под такими детальными рассматриваниями картин я даю и информацию о художнике, но в этот раз решила выделить мастера в отдельную тему.
Цоффани запомнился как, преимущественно, английский художник. Но происхождение у него иноземное. Родился он в Германии, но родители имели венгерско — богемское происхождение.
В семье художников не было. Хотя отец его был придворным архитектором немецкого аристократа — тоже работа творческая. Иоганн Йозеф учился у разных мастеров, как на родине, так и в Италии, и, возможно, был бы придворным художником какого-нибудь немецкого князька, но… неудачно женился.
Это побудило его бежать подальше от такой семейной жизни, и он для бегства выбрал Лондон.
Там Цоффани обрел полезное знакомство в лице Дэвида Гаррика (1717-1779 гг.) знаменитого актера, драматурга и директора театра, который был очень уважаем и любим в обществе за свои таланты и новаторство, преобразовавшее в итоге все театральное искусство того времени.
Это знакомство сильно повлияло на его жизнь в положительную сторону.
Во-первых, он стал театральным художником. Не в том плане, что он писал декорации для спектаклей, а в том плане, что он изображал актеров во время игры в их лучших спектаклях. Того же благодетеля Гаррика.
Вот примеры его работ. Как понимаю — он не был первооткрывателем такого жанра, такие сценические портреты актеров в Англии,во всяком случае, писали и до него. Но для Цоффани это было открытием, которое пришлось ему по вкусу.
Вот примеры Гаррика на сцене в разных ролях:
*
Во-вторых, благодаря Гаррику он был введен в высшие круги и получил покровительство самого короля.
Ну и в-третьих у Гаррика он просто долго жил.
Гаррик был женат, если что — просто был хорошим и отзывчивым человеком. А то ведь, теперь, требуются такие пояснения…
Помимо театральных сюжетов, Цоффани писал портреты.
Они, мне кажется, имеют нечто, делающее узнаваемым руку этого мастера. Такая легкая театральщина присутствует, в хорошем смысле слова. Своеобразные позы персонажей плюс яркость красок.
Вот примеры портретов:
*
*
Но прославил его своеобразный жанр, под названием «Фрагмент беседы», похожий на моментальное фото семьи, которая занята каким-то общим делом. Например, все в одной толпе отдыхают.
Я рассказывала об этом в прошлой теме, где мы рассматривали как раз подобный семейный портрет его кисти.
У него много таких, весьма узнаваемых семейных портретов:
*
*
Так же ему удавались огромные многофигурные картины, нашпигованные людьми и предметами.
Вот, самая известная — Трибуна Уффици (1772-1778 гг.) где представлены еще и многочисленные репродукции реальных картин:
Чтобы написать это произведение, художник, по приказу королевы, поехал во Флоренцию. Где, как раз, и получил заказ на картину, которую мы рассматривали в прошлый раз, и ссылка на которую дана в начале этой статьи.
Во Флоренцию за ним поехала дева, которая его любила. Она родила ему 5 детей, но женился он на ней только через 30 лет, после смерти первой жены,с которой не был разведен.
Позже, в 1780-е годы, он уехал в Индию и прожил там примерно 6 лет. Заведя себе местную деву, которая тоже нарожала ему за это время детей. Но это так, между прочим. Планов на нее и этих детей у него не было.
В Индии он написал, помимо портретов местных шишек, неплохие картины с местными видами, что показывает разносторонность его таланта:
*
*
Так вот.
Главное событие, которого вы все ждете, прочитав заголовок, произошло в 1789 году. Корабль, на котором Цоффани возвращался из Индии в Англию, потерпел крушение. Выжившие находились в отчаянном положении, и без еды.
И была проведена лотерея, на предмет того — за чей счет все остальные получат шанс на спасение. Проиграл моряк с затонувшего корабля, на котором они все плыли — и его съели.
Подробностей я не нашла, думаю — это было не то приключение, о котором потом хотелось рассказывать каждому встречному.
Так что после этого случай Цоффани стал известен как художник, и даже академик живописи, который стал каннибалом.
Ужасная история на самом деле — и страшный опыт.
В Англию Цоффани вернулся, но ни прежних покровителей, ни прежней славы у него больше не было.
Гаррик умер, король сошел с ума, выросло новое поколение талантливых художников. Да и репутация каннибала не красила.
Вот такая судьба…