Муж держал в ежовых рукавицах, а после его ухода она чуть не ушла в монастырь. Ирина Муравьева и ее несыгранные роли

— Поступила? – мать строго смотрела на дочь.

— Нет, провалила… — Ира тихо прошла на кухню и села на табурет.

— Я тебе говорила, что нужно в педагогический идти. Нет, выдумала тоже, артисткой она хочет стать. Вот теперь поработаешь на заводе, узнаешь, по чем фунт хлеба обходится, — мать уже было не остановить. Она твердо решила высказать все скопившееся недовольство.

— Все равно стану актрисой, – вдруг тихо проговорила Ира, встала и вышла прочь, оставив недоумевающую мать в одиночестве.

По танцам-шманцам я не шастала

Ирочка Муравьева родилась в феврале 1949 года в Москве. История знакомства ее родителей достойна любовного романа.

Военный инженер в послевоенное время Вадим Сергеевич, как и многие, в годы войны прошел фронт, дошел до Берлина. Там-то он и познакомился со своей будущей супругой Лидией.

Девушка была родом из Белоруссии, и в свое время ее угнали в концлагерь, откуда Вадим, вместе с однополчанами, освободил ее.

Между молодыми людьми почти моментально вспыхнул роман, а после войны, переехав в Москву, они поженились.

Ира была жизнерадостным ребенком, вместе с сестрой они ходили в ближайшую школу, а после уроков всегда бежали домой. Мама, которая была домохозяйкой, строго следила за распорядком дня. Уроки у Иры заканчивались пятнадцать минут второго, а через пятнадцать минут вся семья садилась обедать. Нельзя было опоздать ни на минуту.

Мама обшивала дочерей сама, они всегда ходили нарядные, как куколки. По различным танцам-шманцам и кружкам сестры «не шастали», и с подачи матери мечтали стать учителями.

Девочкам нельзя было ходить в гости или приглашать кого-нибудь к себе. Они сидели дома и играли в куклы чуть не до десятого класса.

Озарение, что Ира хочет стать актрисой, пришло к ней внезапно. Она спокойно шла мимо метро, как вдруг мысль сама влетела в голову. Девушка даже вскрикнула от неожиданности.

Родители от идеи дочери не пришли в восторг и приложили все усилия, чтобы «вернуть ее на путь истинный». Все напрасно.

После школы Ира отправилась подавать документы в театральный. Чтобы действовать наверняка, подала бумаги во все театральные столицы. Вот только неподготовленная девушка не впечатлила ни одну из комиссий. К вящему неудовольствию родителей Ира осталась не удел, лишь подтвердив их самые плохие предчувствия.

Ира, поогорчавшись, не стала делать из случившегося трагедию и отправилась искать работу. Она твердо решила на следующий год снова поступать в театральный…

Впрочем, на следующий год история повторилась практически в точности, с той разницей, что в этот раз ее приняли в Студию при театре юного зрителя. Повезло лишь потому, что был маленький конкурс, в сравнении с другими, так как на обучение принимали только москвичей.

Я мать, а не актриса

После года учебы Ира стала получать свои первые роли. На сцену она вышла в массовке к сказке про Козла, изображая суетливую бабку в толпе.

Собственно, вскоре пошли и более серьезные роли, но славы актрисе не принесли. Зато именно там Ира познакомилась со своим будущим мужем, режиссером Леонидом Эйдлином. Рождение детей тоже не заставило себя долго ждать и вскоре молодые родители нянчили двух сыновей – Даниила и Евгения.

Ира всегда гордилась тем, что ее дети не росли за кулисами. Она легко отказывалась от ролей в театре, если того требовала семья. Поэтому сыновья Муравьевой не страдали от недостатка родительского внимания, по крайней мере, со стороны матери.

«Я, прежде всего, мать, а уж после – актриса!» — любила повторять Ирина.

Никому не понравилась, но стала киноактрисой

И все-таки Ире хотелось реализовать себя в профессии, поэтому, как только появилась возможность, она отправилась на пробы. Как раз готовились съемки «Эпизода из юности». Она получила крошечную роль рабочей на заводе, с чем и дебютировала в кино.

Зато попасть в «Чисто английское убийство» было не так просто. Кинопробы прошли не слишком удачно. Актриса, пробовавшаяся на роль Сюзанны, никому в комиссии не понравилась, кроме режиссера…

Впрочем, этого оказалось достаточным, чтобы тот добился повторных проб и убедил весь худсовет. Роль Ира все же получила.

Слава не за горами

Еще немного поработав в ТЮЗе, Ира отправилась в театр Моссовета, а вскоре, наконец, поступила в ГИТИС, правда, заочно.

На съемки «Москва слезам не верит» Ира попала случайно. Услышала про пробы и решила участвовать. Сценарий ей не очень нравился, еще меньше героиня, на роль которой ее утвердили. Уж слишком Люда была наглой, назойливой. Сама актриса видела себя в роли Тоси. Она ей была ближе по духу.

Увидев отснятый рабочий материал первой серии, Ира разрыдалась. Фильм казался ей провальным, еще хуже ее Людмила. Она с трудом загримировалась на вечерний спектакль – слезы текли непрекращающимися потоками.

В день премьеры Муравьева сидела вжавшись в кресло. После просмотра ее, как и других актеров, стали поздравлять. «Ну, а что им еще делать?» — подумала тогда Ира. Вот только успех был настолько оглушительным, что Муравьева и шагу не могла ступить по улицам. Толпы поклонников буквально ходили по пятам.

После выхода «Москвы…» режиссеры поняли, какой бриллиант все время был рядом и бросились компенсировать десятилетие простоя. Теперь специально для Иры даже сценарии писали. Так как раз вышло с «Карнавалом», который во многом был биографичен.

Кстати, со знаменитой песней «Позвони мне» вышел целый скандал. Ира должна была петь ее сама и Максим Дунаевский шесть раз переписывал свой хит, подстраивая под вокальные данные исполнительницы главной роли.

В итоге Татьяна Лиознова переиграла свое решение и песню исполнила Жанна Рождественская. Этот факт буквально вывел из себя восходящую звезду эстрады Аллу Борисовну.

А вот от предложения сыграть в фильме «Любовь и голуби» Ира отказалась. Меньшов же видел актрису в роли той самой разлучницы Раисы Захаровны. Впрочем, Гурченко в этой роли смотрится весьма убедительно.

Ближайшие десять лет Муравьева активно снимается в кино (такое чувство, что режиссеры устроили целую гонку, чтобы заманить актрису в свою картину хотя бы на небольшую роль). В театре тоже некогда было продохнуть. Стоит ли удивляться, что за десять лет Ира выдохлась, устала…

Она вдруг поняла, что ее роли ей не нравятся, чувствовал себя нереализованной (это несмотря на бешеную загруженность!). К счастью, актрису сумела преодолеть внутренний надлом и вернуться в профессию.

Нелегко быть женой режиссера

В личной жизни у Иры тоже было не все так благополучно, как многие считали. Эйдман был на двенадцать лет старше жены и на правах старшего и, как он сам говорил, более опытного, считал себя вправе диктовать правила всем домочадцам.

В молодости Ира бравировала, что горда тем, что сыновья не росли за кулисами. Друг же семьи поэт Юрий Энтин утверждал, что актриса с удовольствием пропадала бы на работе – да муж не позволял.

Он не хотел, чтобы Ира становилась звездой, именно по этой причине под его началом в ТЮЗе она получала лишь незначительные роли чуть не в массовке.

Кстати, одним из близких друзей Эйдмана был Владимир Мишин, супруга которого Катенька Зинченко застала в объятиях феи любви, внезапно приехав домой со съемок.

Как уверяла Зинченко, Эйдман и Мишин частенько устраивали посиделки с дамами в их пятикомнатной квартире. Чем заканчивались эти вечера, известно только им…

Когда же на Иру свалилась слава, режиссер не пришел в восторг. Он не позволял жене давать интервью, мотивируя тем, что она, как все актрисы, не слишком умна и «может ляпнуть».

Поездки на кинофестивали и творческие вечера были под строжайшим запретом. Режиссер опасался, что став популярной, Ира уйдет от него, засмотревшись на кого-нибудь моложе.

Ира же свои отношения с мужем видела в несколько ином свете. Она уверяла, что и нескольких часов не могла провести без любимого. У них было тихое семейное счастье без ярких вспышек страсти, зато с милыми записочками, которые они с Лёней писали друг другу и подкладывали в карманы.

Когда супруга не стало, Ирина всерьез подумывала об уходе в монастырь. После, когда первые эмоции немного улеглись, жизнь стала налаживаться. Актриса чаще выходила на сцену, с удовольствием устраивала творческие вечера.

Впрочем, как и раньше, она не искала славы, не бегала по ток-шоу и не давала скандальных интервью с целью привлечения к себе внимания.

Сыновья пошли по стопам родителей и тоже выбрали творческие профессии, связанные с миром искусства.

Оцените статью
Муж держал в ежовых рукавицах, а после его ухода она чуть не ушла в монастырь. Ирина Муравьева и ее несыгранные роли
Вымыла окна, такое ощущение, что стекол совсем нет: всего лишь воспользовалась маленькими советами от мойщицы окон