8 членов экипажа и 15 пассажиров. Никто не спасся. Во время поисково-спасательной операции собьют еще и вертолет, увеличив скорбный список. Несмотря на объявленную в СССР гласность, в газетах и на телевидении ни слова.
Летчики не говорят «последний раз» и не применяют данное прилагательное к своей жизни, а заменяют его раздражающим многих синонимом «крайний».
Но эта фотография действительно последняя, сделанная накануне отправки самолета и летного экипажа в опасную командировку. Нет не в воюющий Афганистан. К сожалению, были и другие места, где свистели пули и рвались бомбы.
1985-й год. Советский народ только что отметил грандиозными памятными мероприятиями 40-летие Победы, и мало кто мог представить, что уже через несколько лет небо над 1/6 частью суши перестанет быть мирным. В СССР начнутся первые межнациональные конфликты.
В 85-м в стране пока еще спокойно и безопасно, но война уже прочно вошла в жизнь советских людей. И многих она коснулась лично.
Зашедшая в тупик Афганская война выкачивала из страны колоссальные ресурсы и возвращала на родину цинковые гробы и молодых инвалидов. Горбачева можно ругать сколько угодно и по делу, но вывод наших войск из бессмысленной бойни в чужой стране, одна из немногих действительных заслуг последнего Генсека ЦК КПСС.
Но Афган в то время был не единственной «горячей точкой» на планете для советских людей.
Наши военные советники и гражданские специалисты прямо или косвенно принимали участие, получали ранения, попадали в плен и погибали в гражданских войнах на территории Мозамбика, Никарагуа, Эфиопии, а также в этой африканской стране, где оказался военно-транспортный самолет Ан-12 ВВС СССР.
В 1974 году в Португалии так называемая «Революция гвоздик» свергла военно-бюрократическую диктатуру, правившую страной почти 48 лет.
Социальная напряженность и политическая нестабильность, возникшая в стране в первые годы свободы, привели к тому, что португальские колонии в Африке одна за другой объявили независимость.
И если крохотные Гвинея-Бисау, Кабо-Верде (Острова Зеленого Мыса) и Сант-Томе и Принсипи мало кого интересовали, то огромные по площади и буквально «набитые» полезными ископаемыми Мозамбик и Ангола быстро стали разменной монетой в глобальном противостоянии СССР и США.
В обеих странах к власти пришли политические силы, ориентированные на Советский Союз и формально провозгласившие курс на строительство социализма.
Почти сразу при поддержке США, Великобритании, всей той же Португалии и соседней ЮАР против законного правительства выступили недовольные. И в Анголе, и в Мозамбике начались гражданские войны.
Москва оказывала всяческую помощь новым «прогрессивным» африканским республикам. Финансами, оружием и людьми.
В Африку поехали военные советники и специалисты для обучения местных вооруженных сил. А также десятки тысяч советских гражданских специалистов (инженеры, геологи, нефтяники и т.д.), призванные создать национальную промышленность, прежде всего добывающую, ориентированную на экспорт.
Значительная часть финансовых и материальных средств предоставлялась безвозмездно, другая часть шла «как бы в долг», который никто не требовал возвратить и который списывала уже Российская Федерация.
Зато дочь президента Анголы, правившего страной с 1979 по 2017 гг., стала долларовым миллиардером и самой богатой женщиной Африки.
По примеру Большого Брата, помощь оказали и другие соцстраны (ГДР, ЧССР), а Куба направила в Анголу регулярные воинские части. Почти 25 тысяч кубинцев прошли войну в африканских джунглях.
Оказался в Анголе и экипаж военно-транспортного самолета Ан-12БП с регистрационным номером СССР-11747. До 1985 года машина базировалась в Джанкое (Крым). В Африке военный борт стал частью Сводного авиаотряда при Главном военном советнике СССР
Перед отлетом в долгую и дальнюю командировку летчики успели сфотографироваться на родном аэродроме.
В кадре отсутствует один член экипажа, зато присутствуют (первый слева и четвертый слева) другие военнослужащие.
Третий слева – командир воздушного судна, капитан Сергей Лукьянов. А весь экипаж насчитывал 7 человек. В Анголе к ним добавился восьмой – курсант-стажер.
Ан-12 выполнял в чужой стране те же задачи, что и на родине: перевозка личного состава и транспортировка грузов военного назначения. Да, опасно, но все-таки Ангола это не Афганистан. Местные повстанцы слабо вооружены и разрознены в непроходимых джунглях.
Другое дело – южноафриканский спецназ.
ЮАР прямо вмешалась в гражданскую войну в Анголе. Страна граничила с Намибией, которая тогда являлась фактической колонией Южно-Африканской Республики. А значит, угрожала белому расистскому режиму.
На ангольской территории разместились военные лагеря чернокожих борцов с апартеидом в ЮАР и сторонников независимости Намибии.
В ответ силы специального назначения ЮАР совершали массированные рейды и одиночные вылазки в соседние страны (кроме Анголы, также в Ботсвану, Мозамбик, Замбию, Зимбабве, Лесото), где уничтожали, причем весьма эффективно, своих противников.
А заодно южноафриканские «коммандос» раздували пожар гражданской войны в соседних Анголе и Мозамбике. Надеялись, что к власти придут местные повстанцы, которые получают финансирование от западных стран и ЮАР.
25 ноября 1985 года Ан-12 под командованием капитана Сергея Лукьянова отправился в свой последний боевой вылет на территории Анголы. На борту 4 советских военных советника – полковник и три подполковника.
Плюс 11 военнослужащих ангольской правительственной армии. Всего 23 человека. И груз – два неисправных танковых двигателя.
Часть маршрута проходила над джунглями, в которых скрывались вооруженные формирования повстанцев. Оттуда и прилетела ракета на 15-й минуте полета.
Несмотря на огневое поражение, летный экипаж попытался совершить вынужденную посадку, но спустя 47 секунд неуправляемая машина рухнула на землю. Без шансов для людей на борту.
О судьбе самолета некоторое время ничего не было известно. Когда Ан-12 не появился в планируемое время на аэродроме прибытия, на его поиски отправились спасательные группы и вертолеты.
Повстанцы в районе крушения устроили в засаду, в которую попал сводный ангольско-кубинский отряд, понесший значительные потери.
А 27 ноября, спустя 2 дня, из американского переносного «стингера» был сбит советский вертолет Ми-17, прикрывавший наземную спасательную операцию с воздуха. Погибли три советских офицера и двое ангольских военнослужащих.
После обнаружения места падения Ан-12, военных советников из СССР ожидал еще один неприятный сюрприз. Самолет сбили ракетой, запущенной с самоходного зенитно-ракетного комплекса «Стрела-1». Советский Союз передал эту машину вооруженным силам Анголы.
Но комплекс еще летом 1985 года был захвачен у правительственных сил отрядом южноафриканского спецназа, заброшенного в джунгли Анголы. «Коммандос» из ЮАР и атаковали советский самолет трофейной советской ракетой.
Об этом стало известно лишь в XXI веке, до этого считалось, что сбивали самолет ангольские повстанцы. Вышли мемуары двух южноафриканских спецназовцев на пенсии — непосредственных участников тех событий, в том числе командира диверсионной группы.
При этом они не знали, что самолет советский, предполагали, это кубинцы (у них тоже были Ан-12) перевозят своих военнослужащих.
Семь членов экипажа АН-12 и стажер посмертно награждены орденом Красного Знамени. Тела хоронили в закрытых гробах в Союзе.