-Такой Леонид Харитонов нам не нужен. Он не имел права стареть, толстеть, седеть

Никто из артистов не знал такой бешеной славы. Ни до него, ни после. Люди приходили в театр не на спектакль, а только ради того, чтобы увидеть своего кумира. Он привык к обожанию женщин, отвечал им взаимностью.

И измену предательством по отношению к семье не считал. Верил, что может осчастливить всех.

Но молодость прошла. А обычного человеческого права взрослеть, седеть, полнеть ни режиссеры, ни публика, ни женщины ему не оставили. Такой он им был не нужен. Последней надеждой артиста оставался родной театр.

Но и он его отверг.

9 сентября 1955 года состоялась премьера фильма режиссера Ивана Лукинского “Солдат Иван Бровкин”. Никто, включая самих актеров, большого успеха картины не ожидал. Незатейливый сюжет о том, как шалопая и недотепу перевоспитала армия, казался всем обыкновенной историей.

Однако в советском прокате картину посмотрело более сорока миллионов зрителей. Харитонов с увлечением лихачил на грузовике и мужественно падал вместе с машиной в речку. Фильм был даже привезен на полярную станцию “Мирный” по просьбе участников антарктической экспедиции.

Леонид Харитонов коренной ленинградец.

Он родился 19 мая 1930 года в семье инженера и врача.

Однажды на кадрах хроники, вошедших в фильм Романа Кармена “Блокада”, Харитонов узнал своего младшего брата Витю и себя.

Тогда ему было 11 лет.

По воспоминаниям Виктора, однажды Леня пропал. Мать безуспешно искала его всю ночь, а наутро мальчика привел солдат. Леню сняли с поезда, когда он пытался уехать на фронт.

Харитонов всю жизнь мучился язвой желудка. Это последствие войны, когда он от голода ел мыло в блокаду. Блокада не озлобила его, не помешала остаться светлым.

После войны Леонид окончил школу и поступил в Ленинградский университет на юридический факультет. Во время учебы к нему пришли компетентные сотрудники и предложили работать в разведке. Работе в разведке Леонид предпочел работу артиста.

Летом в Ленинград на гастроли приехал МХАТ. Рядом с афишей висело объявление о том, что театр начинает набор в свою студию. Втайне от близких Харитонов забрал документы из университета. Прошел два тура, а на третий его вызвали в Москву. Казалось, в Москве уже было все решено заранее — его берут.

Если всем студентам в кино сниматься запрещалось, то Харитонову разрешили сразу. Первым фильмом Харитонова стала “Школа мужества”, снятая режиссером Владимиром Басовым по мотивам повести Аркадия Гайдара.

Эта картина снималась по заказу ЦК ВЛКСМ и отказать было невозможно.

Все складывалось как нельзя лучше. И личная жизнь к тому времени была налажена. Еще студентом он женился на своей сокурснице Светлане Сорокиной.

“Ленечка”. Только так все и называли артиста, он всегда был окружен хорошенькими девушками, хотя рядом с ним на площадке была его жена. Она тоже снималась в “Иване Бровкине”.

Из-за бешеной популярности Леонида в молодой семье часто случались ссоры. Светлана отчаянно ревновала мужа. Старалась не оставлять его без присмотра и пыталась получить хоть маленькую роль в тех фильмах, где снимался Харитонов. В картине “Сын” ее даже нет в титрах, она просто девушка с лопатой.

За несколько лет вышло с десяток картин с Леонидом Харитоновым в главной роли. Он создал образ нового героя: доброго, обаятельного и непутевого.

Харитонов и сам был таким человеком в жизни. Все, кто его знал, утверждают, что больше всего на себя он был похож в фильме “В добрый час!

Но так уж получилось, что популярность Леонида окончательно разрушила его брак. Многочисленные поклонницы артиста, его любовные увлечения и загулы привели к разводу. Через два с половиной года совместной жизни у Светланы от мужа осталась одна лишь фамилия.

В 1957 году в Ленинграде на съемках фильма “Улица полна неожиданностей” Леонид познакомился с Джеммой Осмоловской. Юной Джемме тогда не было и девятнадцати. В картине она сыграла невесту героя Харитонова и сама без памяти влюбилась в женатого артиста.

Как только Леонид стал свободным от предыдущего брака, они с Джеммой поженились. Вскоре у пары родился сын Алексей, как две капли воды похожий на отца. Кинематографисты сходство заметили и пригласили подросшего мальчика в кино.

Когда об этом узнали родители, дома разразилась буря и кинобудущее сына было пресечено на корню.

У Харитонова в семейной жизни оставались две проблемы: многочисленные поклонницы, которые и во втором браке никуда не делись и выпивка. Русский народ своих героев всегда любил и запаивал их насмерть.

На спектакль к Леониду поклонники нередко приходили с традиционным продуктовым набором. Посидеть за рюмкой с Харитоновым для любого человека было все равно, что поговорить по душам с Иваном Бровкиным.

Леонид это понимал и никому не отказывал. И сам не заметил, как стал заложником пагубной привычки.

Зрители требовали продолжения фильма об Иване Бровкине. И в 1958 году на экраны вышла картина “Иван Бровкин на целине”. Это был апогей славы Леонида Харитонова.

Популярность и всенародную любовь Харитонову подарило кино, но он всю жизнь поклонялся другому Богу. МХАТу.

Еще в 1954 году Харитонов стал артистом прославленной труппы любимого театра. Дебют на МХАТовской сцене был ярким и специальным для Харитонова. “Дорога через Сокольники”. Он играл мальчика, который не поступил в институт и устроился домашним работником в профессорскую семью.

Единогласно обруганный прессой спектакль выдержал более 400 аншлагов. И все благодаря популярности Харитонова.

Поначалу великие МХАТовские “старики” приняли Харитонова хорошо: учили его жить, шутили, выпивали с ним. Постепенно отношения со старейшинами сцены испортились. Хотя он был не причем. Виновата была его сумасшедшая слава.

Особенно отношения с другими артистами стали натянутыми после гастролей в Свердловске, куда приехал МХАТ. Весь город был в афишах с фотографией Харитонова, а МХАТ, на его фоне, вообще отошел на второй план.

Естественно, старики взбеленились. Ведь они — народные артисты СССР, Лауреаты многочисленных премий, и пацан, который первый год работает во МХАТе.

Все было бы не так обидно, если бы он приехал играть какую-нибудь значительную роль. Самое интересное это то, что он в спектакле был почти не задействован, и не произносил ни единой фразы.

А он и не мог говорить, ведь он играл в спектакле “Анна Каренина” любимую лошадь Вронского Фру-фру. Во время второго акта он проходил с хомутом и все.

И когда он появлялся, в зале каждый раз раздавались бурные аплодисменты. Зал аплодировал Харитонову, не реагируя на мастеров высочайшего класса, которые играли в этом спектакле ведущие роли.

Дошло до того, что его роль с хомутом выкинули из спектакля.

А потом выкинули и самого Харитонова. Ролей ему больше не предлагали. Но он не отчаялся. Поступил в аспирантуру в родную МХАТовскую студию и стал заниматься педагогикой. Там он подружился со студенткой Евгенией Гибовой. Вскоре она стала третьей женой Харитонова.

Сына Харитонов навещал не часто. Алексею было шесть лет, когда отец ушел из дома. В новом доме друзья артиста бывали все реже. Третья жена артиста создала вокруг него полосу отчуждения.

Даже изредка с сыном он встречался тайком от нее. Так получилось, что во время третьего брака Харитонов ушел и из другой семьи. Из МХАТа. Ролей ему больше не предлагали.

Леонид решил поискать счастья в Ленкоме. Там как раз Анатолий Эфрос готовил к выпуску спектакль “До свидания, мальчики”. Харитонов сразу же получил роль. МХАТовская история повторилась и в Ленкоме.

Каждую реплику Харитонова сопровождал шквал аплодисментов. Но Харитонов звездной болезнью не страдал. Бесконечные знаки внимания смущали его и ставили в неловкое положение перед коллегами.

-Однажды со спектаклем “До свидания, мальчики”, мы приехали на гастроли. За всеми актерами приезжал автобус. А за Харитоновым приехало машин пять: Волги, Победы. Словом, для того, чтобы знали, что приезжает Харитонов.

Мне было интересно, как он поступит в данном случае. Он сел вместе со всеми в автобус и все поехали в гостиницу.

Александр Збруев.

Вскоре стало понятно, что Эфросу работать в Ленкоме не дадут. Харитонов не стал дожидаться развязки и вернулся во МХАТ, где его, однако, не ждали.

Конечно, публика не забывала Харитонова, но это были только отголоски былой славы. Главных ролей в кино уже не предлагали. Но режиссеры, стараясь поддержать поникшего Леонида, приглашали его в эпизоды, в которых зрители даже не узнавали былого кумира.

В 1973 году Краснопольский и Усков приступили к съемкам эпопеи “Вечный зов” и искали актера на маленькую роль танкиста. Харитонов этой ролью гордился. Но однажды, проходя мимо Ускова, он попросил: “Прошу тебя, не убивай меня. Я еще хочу сниматься”.

Вспомнил о Харитонове и Гайдай. В 1977 году он пригласил его в свой фильм “Инкогнито из Петербурга”. Если бы можно было вернуть прошлое, из него получился бы замечательный Хлестаков, но ему досталась роль помещика Добчинского.

В начале 80-х годов Харитонов перенес первый инсульт. Но сумел подняться после него. И даже снимался в кино.

В возрасте 53 лет Харитонов пережил второй инсульт. Одной из последних работ Харитонова стала эпизодическая роль в фильме “Хорошо сидим”. Уму непостижимо, как после перенесенного инсульта он нашел в себе силы бегать за уходящим поездом.

А потом настал день, когда руководитель МХАТа Олег Ефремов бросил в лицо Харитонову жестокие слова о том, что МХАТу Харитонов не нужен.

Отвергнутый артист потерял смысл жизни. Актеру, который всю жизнь защищал свою потребность и высокий уровень, в один момент сказали: “Спасибо. До свидания”.

Со стороны было видно, что он тонет от безысходности.

20 июня, в день окончательного разделения МХАТа на две части у Леонида Харитонова случился третий инсульт, от которого он уже не оправился.

-Когда я в последний раз видел его, за столом сидел усталый, измученный жизнью человечек. Маленький. Но такой большой.

Олег Анофриев.

Оцените статью
-Такой Леонид Харитонов нам не нужен. Он не имел права стареть, толстеть, седеть
Ворона в княжеском платье