Сергей Филиппов в жизни был вспыльчивым и даже хамоватым человеком, но, так или иначе, он заслуживал уважения и признания, как минимум за непревзойденные роли в картинах: «Карнавальная ночь», «12 стульев», «Опасно для жизни», «Иван Васильевич меняет профессию» и «Девушка без адреса».
Однако в последние годы жизни он погрузился вместе со своей женой в страшную нищету, абсолютно никто из бывших коллег не протянул ему руку помощи. А ведь до этого, когда он был востребован, многие артисты клялись ему в вечной дружбе и старались держаться к нему поближе.
В статье мы более подробно расскажем, как несправедливо обошлась судьба с легендарным актёром Сергеем Филипповым.
Сергей Филиппов рос в одной из деревень Саратовской области, в довольно бедной семье: отец работал слесарем, а мама портнихой. Больше всего в деревне зарабатывали краснодеревщики, поэтому родители будущего актёра хотели, чтобы он выбрал именно эту профессию.
Однако, в годы обучения в школе, Серёжа неожиданно начал увлекаться бальными танцами. Он писал в своём дневнике: «Мы с ребятами поехали в Саратов и случайно наткнулись на здание с вывеской «школа хореографии». Никто из нас не был знаком со словом «хореография», вот и решили узнать, чему там учат.
Думали, что это как-то связанно с мимикой лица, ну от слова «харя». А там девочки со стройными ножками танцевали, да так красиво, что я захотел к ним присоединиться. Сразу понял — «хореография» — это моё призвание».
Впоследствии Сергей Филиппов записался в эту школу, а вскоре отправился по направлению в столицу в хореографическое училище при Большом театре.
Поступить в училище Сергей Филиппов не смог, так как набор студентов был уже завершен. Сдаваться на этом он не стал. На следующий день он поехал с документами в Ленинград и поступил в недавно открывшийся цирковой техникум.
А на втором курсе его взяли в штат театра балета и оперы, где он станцевал в пяти номерах, и был позорно засмеян зрителями. Танцевал Сергей более, чем хорошо, но из-за большого роста и необычной внешности он выглядел на сцене нелепо.
Весь зрительский зал смеялся над ним и громко его освистывал. Из-за этого Филиппов сильно нервничал, что и привело к тому, что на пятом своем выступлении он упал в обморок прямо на сцене. Как позже выяснилось, у него случился сердечный приступ.
Врачи посоветовали ему навсегда бросить танцы, и предупредили, что если он их ослушается — то, вероятно, распрощается с жизнью.
Окончив последний курс циркового училища, Сергей Филиппов по приглашению режиссера Николая Акимова начал работать в качестве актёра в Театре комедии, и тогда же он женился на своей бывшей однокурснице — танцовщице Алевтине Горинович.
Когда в семье родился сын Юра, актёр работал круглыми сутками, возвращаясь домой только для того, чтобы поспать. Примечательно то, что жена постоянно устраивала ему скандалы на почве того, что семье он отдавал намного меньше времени, нежели работе. а также она ревновала его к каждой актрисе, с которой он снимался в фильмах.
Зато, как только Алевтине предложили работу за границей, она не раздумывая вместе с сыном уехала от Филиппова на чужбину. При этом, мужу о своем переезде она ничего не сказала, и, более того, в последующие годы вообще с ним никак не связывалась и не давала развод.
Сергей Филиппов делился: «Алевтину, мою женушку, я могу назвать только бесчестной предательницей. Она и меня предала, и свою Родину». Актриса Любовь Тищенко, близкая подруга артиста, говорила, что после предательства жены у него появились серьёзные проблемы с психикой.
И, судя по всему, это действительно так, ведь его поведение в одночасье изменилось в худшую сторону.
Сергей Филиппов, итак, был очень вспыльчивым по своей натуре, а после ухода жены и вовсе начал устраивать словесные перепалки со всеми людьми, которые ему не нравились.
Чаще всего под «горячую руку» попадали поклонники, останавливающие его на улице. Филиппов мог даже накинуться с кулаками на тех, кто одёргивал его за одежду или назойливо просил автографы.
Кроме того, у него появились проблемы со многими актёрами и режиссерами, так как он начал выпивать и дебоширить в нетрезвом виде на съёмочных площадках и в родном театре.
Однако ему всё прощалось, потому что он был действительно гениальным актёром, да и ещё, несмотря на вспыльчивость, всегда помогал коллегам с финансовыми трудностями и оплачивал их счета в ресторанах.
Кстати говоря, в Сергее Филиппове в принципе не было ни капли скупости. Он никогда не откладывал гонорары на будущее — тратил всё до копейки на друзей, продукты питания и выпивку, что, в общем-то, и сыграло с ним злую шутку на старости лет.
В гостинице, во время гастролей театра, Сергей Филиппов встретил свою вторую любовь — писательницу Антонину Голубеву, которая была старше него на четырнадцать лет, и с которой он расписался через два года после первой встречи.
Актёр безумно любил свою супругу, но вот его коллеги относились к женщине крайне негативно. А всё потому, что она ходила за Филипповым, как хвост, срывала съёмки фильмов и мешала артистам в театре во время репетиций.
Любовь Тищенко рассказывала: «Жена Сергея Николаевича была никакой в быту: не умела готовить, не убиралась, не стирала. В нашем актёрском мире всем было хорошо известно, что она спаивала его. От неё всегда «разило» перегаром. Но Сергей Николаевич всё равно боготворил жену, а почему — для всех было загадкой».
Из театра Сергея Филиппова уволили как раз-таки из-за супруги. Во время постановки она выкрикивала что-то актёрам, стоя за кулисами, а когда художественный руководитель подошёл к ней и попросил помолчать — за неё заступился муж, который очень громко начал оскорблять худрука. Спектакль был сорван. Актёра уволили в тот же день.
И всё равно Сергей Филиппов не остался без работы. Среди кинематографистов у него было много друзей, которые подыскивали для него роли в фильмах. Особенно сильно ему помогали режиссер Леонид Гайдай и актёр Александр Демьяненко.
Круг друзей Филиппова заметно сузился в 1970-ом году, когда он снимался в картине «12 стульев» и в один из съёмочных дней плашмя упал на пол, как выяснилось, из-за развивающейся доброкачественной опухоли мозга. В период лечения ему нужна была поддержка, но её никто не оказывал, кроме жены и, собственно, Гайдая и Демьяненко.
Другие коллеги, которые ранее называли его «другом», начали избегать с ним общения — никто не хотел тратить время на больного человека. Гайдай планировал отдать его роль в «12 стульев» другому актёру, но Филиппов злостно сказал: «Не смей! Я сыграю Кису Воробьянинова даже если это будет стоить мне жизни!».
Он снимался попутно проходя лечение в одной из клиник Ленинграда. Болезнь в итоге была побеждена, но жизнь актёра с этого момента резко пошла под скос.
Из-за перенесенной болезни, ролей Сергею Филиппову стали предлагать намного реже, а если и предлагали, то, совсем скромные и незаметные эпизоды. Актёру и его жене не хватало денег на жизнь, поэтому его супруга продавала все вещи из квартиры: начиная от коллекционных раритетных вещей нашего героя и заканчивая мебелью.
В 1988 году жены Филиппова не стало. Актёр остался совершенно один в пустой квартире. Его финансовая ситуация была очень плачевной. Хорошо, что время от времени неравнодушные соседи приносили для него еду, но этой помощи было недостаточно для того, чтобы поставить его на ноги.
Соседи Сергея Филиппова обращались в киностудию «Ленфильм» с просьбой о помощи актёру, но им ответили: «Он взрослый человек — пусть сам разбирается со своими проблемами». А в театре, которому он отдал более сорока лет, и вовсе сказали, что не помнят такого актёра.
Вот что говорила актриса Любовь Тищенко о последнем годе его жизни: «Я поздно узнала о том, что происходит с Сергеем Николаевичем. Мы давно с ним не общались. В январе 1990-ого года случайно встретились на улице.
Через порванную одежду — буквально тряпье, отросшие волосы и изменившиеся от старости черты лица, в нём сложно было узнать того великого актёра, каким он был прежде, но мне сердце подсказало, что это он.
Ему стыдно было пускать меня к себе домой. В квартире не было ничего, кроме мусора». Любовь Тищенко ухаживала за Сергеем Филипповым три следующих месяца, а потом его не стало из-за вернувшейся онкологии.