Аня лежала, уставившись в стену, тихо и безостановочно плакала…
– Как же так? – твердила она. – Этого просто не может быть со мной… Чем я заслужила, что делала не так?
Она только что вернулась от врача…
Анатолий осторожно вошёл в комнату, постоял в нерешительности, а потом вдруг резко сел рядом и взял Анну за руку.
– Аня, не переживай… Я нашёл отличного доктора. На этот раз всё будет хорошо…
Детство «Молодой жены»
Анна Каменкова – актриса, известная всей стране благодаря ролям в фильмах «Молодая жена» и «Визит к минотавру», неподражаемому надрыву в театральных работах и чудесному атмосферному голосу…
В какой-то степени Анне повезло: ещё в пятилетнем возрасте ее утвердили на роль в фильме «Девочка ищет отца».
— Девочка, ты знаешь какой-нибудь стишок, — женщина в брюках и с блокнотом в руках попыталась заговорить с девочкой лет шести, играющей в песочнице. Девочка задумалась, а после стала рассказывать про бычка, шагающего по досточке.
Аня, сидящая рядом, вдруг подскочила:
— Тетенька, а я тоже знаю стишок,… много стишков, — девочке стало обидно, что тетенька с блокнотом спрашивает других детей, а на нее не обращает внимания.
Подобная активность и знание стихов с малых лет объяснялись просто: родители девочки были филологами по образованию.
Отец – Семён Абрамович Гуревич, преподавал русский язык и литературу, мама – Ольга Александровна Каменкова-Павлова, когда-то училась у будущего гражданского мужа на курсах повышения квалификации и тоже занималась педагогической деятельностью.
– Моё детство в какой-то степени можно назвать тяжёлым. Папа с мамой так и не расписались, не знаю уж по какой причине… С другой стороны, именно папа своей оторванностью от реальности и привил мне любовь к театру: водил на спектакли.
Маму он особо не баловал, я не помню, чтобы он дарил ей подарки, всегда был погружён в работу, а она слепо любила его – своего мужа и учителя… – вспоминала актриса.
Аня рано потеряла маму – в возрасте 9 лет. Её воспитанием в дальнейшем занимались отец и старшая сестра Ольга.
Блестящая детская роль в кино, ранний дебют на театральной сцене в спектакле «Русалочка» и зародившиеся мечты о карьере актрисы убедили Анну уже после окончания девятого класса попробовать поступить в ГИТИС.
«Подлог» по возрасту никто не заметил, а эмоциональное прочтение Евтушенко дало допуск аж к третьему туру. Педагоги и не подозревали, что девушка просто решила устроить «генеральную репетицию» и испытать силы.
После школы Анна Каменкова поступила в Щепкинское театральное училище.
– Я сначала отправилась в «Щуку», но там внутренне растерялась… Вокруг было столько красавиц, а я себя таковой не считала, поэтому посмотрела и ушла… Решила поступать в Щепкинское, оно ещё и недалеко от дома было… – улыбалась актриса.
Умение всегда сыграть на грани «тихого срыва» не могло не привлечь режиссёров. После окончания училища Каменкова не знала недостатка в приглашениях, но выбрала театр на Малой Бронной.
Художественным руководителем театра был знаменитый Анатолий Эфрос, ставший наставником Анны и в творческом, и в человеческом смысле.
Театру на Малой Бронной актриса отдаст почти двадцать лет своей жизни и сыграет там свои знаменитые театральные роли Марии-Луизы в «Наполеоне Первом» и Агафьи Тихоновны в «Женитьбе» Николая Гоголя… Там же Каменкова встретит и мужчину всей своей жизни – режиссёра Анатолия Спивака…
Мужчина всей жизни
– Толя был старше меня, значительно старше. Поэтому и стал для меня кем-то вроде гуру… Я ему только что в рот не смотрела. Хотя и такое бывало, — вспоминала Анна.
Позже актриса не раз признавалась, что считает свою любовь продолжением взаимоотношений отца и матери, ведь Ольга Александровна тоже была намного младше своего избранника...
Настолько же, насколько и Эфрос, Анатолий помог сформировать те актёрские черты Анны Каменковой, по которым её ни с кем не перепутаешь.
– Это Толя сделал из меня артистку. А я испытывала на тот момент к нему даже не любовь, а обожание…
История их знакомства оказалась достаточно романтичной. Однажды Анна неслась по лестнице на высоких каблуках, каблук сломался, девушка потеряла равновесие. Анатолий вовремя пришёл на помощь и подхватил актрису. Его первым подарком возлюбленной стали… туфли без каблуков.
Спивак лично участвовал в работе Анны над образами, постоянно подсказывал, обсуждал… Нередко пара просиживала ночи напролёт, просто разговаривали про роль.
Нельзя сказать, что все в их отношениях было благополучно. Однажды Анна даже хотела уйти от мужа. Влюбилась в другого. Толя все понимал, он не стал удерживать жену, отпустил…
Вот только Аня вернулась уже утром, дозволенную черту она так и не сумела переступить. Муж понял, простил и больше не отпускал…
Актриса дубляжа
В кино Анна вновь снялась через много лет после детского дебюта. Её знаменитыми работами в разные годы стали роли в фильмах «Молодая жена», «Софья Петровна», «Весенний призыв» и «Визит к Минотавру». Каменкова снялась и в советском сериале «Следствие ведут знатоки».
Анна Каменкова раскрылась и на другом поприще – актрисы дубляжа.
– Никогда не стеснялась этой работы, даже гордилась… – признавалась Анна.
Каменкова озвучивала и Джульетту, и Анастасию Ягужинскую, и героиню Ларисы Гузеевой из «Жестокого романса» в экранизации Эльдара Рязанова.
В 90-е годы эта работа вообще стала чуть ли не единственным заработком актрисы. Сниматься в рекламе при отсутствии ролей в кино не позволяло врождённое чувство вкуса.
Из театра на Малой Бронной Анна ушла, зато с удовольствием озвучивала зарубежных актрис, начиная от Мэг Райан и Джулии Робертс и заканчивая Барбарой Стрейзанд и Шэрон Стоун…
Все хорошо, но деток нет…
Крепкий творческий и человеческий союз Анны Каменковой и Анатолия Спивака долгое время страдал из-за отсутствия детей. Анна всю себя отдавала театру и кино, жертвовала личной жизнью в угоду карьере.
Постоянные репетиции, спектакли и съёмки просто не давали возможности полностью обратить свой взор на семью. К тому же, манера игры Анны не добавляла равновесия в плане физического здоровья и здоровья нервной системы…
– У меня случилось несколько выкидышей… Последний был особенно тяжёлым, я очень переживала, просто рыдала дни напролёт… Спасал театр, бесконечная работа. Я не понимала, наверное, что в этом-то и была настоящая причина. Постоянный круговорот…
Отвлечься от проблем помогли съёмки в «Визите к Минотавру». Однако в то время Анна и узнала, что снова беременна…
— Мне неприятно это вам говорить,… но нужно делать аборт, — врач сквозь очки смотрела на поникшую женщину.
Когда Толя пришел домой, Аня собирала вещи – готовилась ехать в стационар.
— Что ты делаешь? – муж не сразу понял, что происходит.
— Понимаешь, там не все хорошо… в общем, придется делать аборт… — Аня не выдержала и разрыдалась.
— Никакого аборта – будем рожать, — Толя был настроен решительно.
Уже через два дня Аня ехала к другому врачу, которого сумел найти муж. Тот подтвердил, сложности действительно есть, но и шанс родить здорового малыша тоже имеется.
Вся съёмочная группа «Визита к Минотавру» чуть ли не на руках носила Анну, а затем с благословениями отпустила актрису…
Три месяца Каменкова провела на сохранении. На этот раз всё закончилось благополучно, на свет появился сын Сергей.
«До сих пор вздрагиваю, когда вспоминаю, как собирала вещи в больницу и рыдала. Спасибо, Толя меня остановил. Несколько раз порывалась взять Сережу и поехать к тому врачу, что отправляла меня на аборт. Спросить, сколько жизней она загубила своими решениями?», — рассказывала Анна.
С долгожданным наследником у актрисы особые отношения. Она никогда не настаивала на том, чтобы сын стал актёром. Наоборот, поддерживала любые его начинания на других поприщах. В результате, Сережа решил выбрать профессию экономиста, закончил высшую школу экономики.
Каменкова ни в коем случае не завязала с театром после ухода из театра на Малой Бронной. Теперь она предпочитала выбирать режиссёров и работать по контракту. В 2000 годы Анна сотрудничала и со «Школой современной пьесы», и с Московским драматическим театром «Модерн», и со многими другими.
Продолжала периодически сниматься в кино, и, конечно же, заниматься дубляжом. Одной из её основных черт оставалась самодостаточность, а с какого-то момента она поняла, главное в жизни – это семья.
Актриса обустроила загородный домик в итальянском стиле, где проводит свободное время, часто за мольбертом. Её путь к счастью оказался сложным, но кто же скажет, что Анна это не заслужила?