Бабенка немецкая была чудо как хороша! Луи, отпивая вино из бокала и закусывая крольчатиной, все на нее поглядывал. Надо же, такая красавица, а живет, считай, одна на постоялом дворе. Зайди лихой человек, так и выручить некому.
Ночью Луи скинул одежду, взял свечу и направился к немке. Грешно таким шансом не воспользоваться! Толкнул дверь, ворвался. Красавица села на постели, еще больше раззадорив ночного гостя своим внешним видом.
-Тихо, девка! — приказал де Бюсси. — Тихо, а то мигом по горлу чикну.
В 1549 году в семье французского дворянина Жака де Клермона, барона де Бюсси д’Амбуаза и его супруги, красавицы Катрин де Бово, родился мальчик. Для родителей это было невероятно радостное событие, ведь ранее у Жака и Катрин появилось на свет три дочери.
Новорожденному дали имя Луи. Мальчик рос со своими старшими сестрами и младшими братьями Юбеном и Жоржем в баронии Бюсси, подаренной в свое время их отцу его родным дядей, кардиналом Жоржем II д’Амбуазом.
С юных лет Луи обучали фехтованию, стрельбе, верховой езде. Отец, прошедший путь от капитана ордонансовой (то есть, профессиональной) роты до генерального наместника герцога Алансонского, видел сына исключительно военным.
Мать, надеявшаяся, что Луи сделает придворную карьеру, обучала его светским манерам и обращению с дамами.
Но вот Луи исполнилось восемнадцать лет, и отец повез его в Париж, где пристроил в королевскую стражу. Отважный и умелый юноша быстро поднимался по карьерной лестнице. Вскоре де Бюсси стал офицером, участвовал в нескольких важных сражениях.
В Париже у Луи проявился талант к стихосложению. Лирический герой виршей де Бюсси — возвышенный романтик, призывающий всех соблюдать тайну любовных отношений.
Стихи де Бюсси вызывали восторг у женщин, чем Луи напропалую пользовался. Многие красавицы Парижа стали жертвами обаяния молодого поэта. При этом, в отличие от лирического героя своей поэзии, Луи не прочь был похвастаться в светском окружении победой над той или иной дамой.
Несколько раз мужья либо поклонники скомпрометированных женщин вызывали де Бюсси на дуэль. Луи с восторгом принимал каждый вызов, и раз за разом пополнял личное кладбище: фехтовальщиком он был отменным.
В конце концов, де Бюсси вошел во вкус и стал бретёром. Теперь он сам искал повод для дуэли, и зачастую повод этот «мог уместиться на лапке мухи».
Во время поединка жестокость Луи не знала границ. Он стремился пронзить противника таким образом, чтобы доставить ему наибольшие страдания.
В 1572 году личное кладбище 23-летнего де Бюсси значительно увеличилось. В ходе печально знаменитой Варфоломеевской ночи вооруженный отряд под командованием Луи принял самое деятельное участие в резне гугенотов. Помимо прочих, де Бюсси убил Антуана де Клермона, маркиза де Ренель — двоюродного брата своего отца.
Маркиз был гугенотом, а, кроме того, он вел с отцом Луи судебную тяжбу из-за маркизата. Таким образом, молодой де Бюсси одним ударом шпаги убил двух зайцев: и от гугенота избавился, и тяжбу в пользу своего семейства разрешил.
В Варфоломеевскую ночь Луи так разошелся, что убийства дяди ему показалось мало. Со своими головорезами де Бюсси убил еще шестерых своих родственников. Все убийства так или иначе пошли на пользу д’Амбуазам.
В 1573 году де Бюсси был включен в свиту герцога Анжуйского, который через год станет новым королем Франции Генрихом III. Задачей Луи было сопровождать герцога в Польшу, королем которой тот был недавно провозглашен.
Ехали через немецкие земли. Во Франкфурте, приютившем немало гугенотов, Генриха встретили свистом и оскорблениями. Де Бюсси это так разозлило, что он направил на толпу лошадь, едва не спровоцировав народ на расправу над герцогом и его свитой. Генрих окоротил строптивого придворного и приказал Луи следовать строго в хвосте кортежа, не вырываясь вперед.
Де Бюсси в отместку герцогу поехал так медленно, что сильно отстал. 17 декабря 1573 года Луи со своими верными спутниками остановился на ночлег на постоялом дворе в городке Спрендлингене в десяти милях от Франкфурта.
Хозяйкой гостиницы была очаровательная немка, весьма заинтересовавшая де Бюсси. Когда друзья Луи заснули, он прокрался к красавице и набросился на нее. Немка сопротивлялась, но безжалостному французу, к сожалению, удалось осуществить задуманное.
Наутро к гостинице пришел чуть ли не весь городок. Люди желали пустить иностранцам кровь. Де Бюсси чудом удалось сбежать с постоялого двора, а вот несколько его товарищей погибли под ударами топоров и вил.
Жители Спрендлингена преследовали Луи на незнакомых ему улицах. Скорее всего, де Бюсси поймали бы и убили, если бы ему на пути не попался офицер графа д’Исамбурга, правителя этой местности. Офицер арестовал иностранца и доставил в тюрьму.
Немного позднее герцог Анжуйский обратился к графу д’Исамбургу с просьбой освободить его придворного.
Вскоре де Бюсси вышел на свободу.
В Польше де Бюсси также не ограничивал себя в связях с женщинами: славянки показались ему весьма очаровательными.
Вернувшись во Францию в 1574 году, 25-летний Луи был представлен 21-летней Маргарите де Валуа, более известной как «Королева Марго». Ее Величество не устояла перед очарованием дворянина. Вскоре де Бюсси и Марго стали любовниками.
Маргарита попросила своего младшего брата Франсуа-Эркюля, нового герцога Анжуйского, принять де Бюсси на службу. Вскоре Луи стал близким другом Франсуа.
Королева Марго и Франсуа вовсю интриговали против своего старшего брата, короля Генриха III. Де Бюсси с азартом подключился к этой «игре»: Луи затевал ссоры с миньонами, — так называли людей Генриха Валуа, — вызывал их на дуэли и убивал. Несколько раз де Бюсси со своими людьми устраивал массовые побоища с миньонами.
Генрих, помнивший заслуги де Бюсси в Польше, терпел всевозможные выходки барона и даже назначил того в 1576 году губернатором провинции Анжу.
Губернатором Луи оказался из рук вон плохим. Барон занимался поборами, разоряя и без того бедное население. Жители Анжу ненавидели де Бюсси и умоляли короля отозвать его обратно.
В 1578 году монарх прислушался к гласу народа и приказал губернатору следовать с герцогом Анжуйским в военный поход в Нидерланды.
Франсуа-Эркюль сделал де Бюсси своей правой рукой, позволил ему командовать армией, и совершенно напрасно: полководец из Луи получился еще худший, чем губернатор. Барон не смог организовать лагерь французов должным образом: здесь царил полный беспорядок.
Сам де Бюсси даже в военном походе не оставил своих бретерских привычек: так, Луи вызвал на поединок видного военачальника Анри де ла Тур д’Оверня, виконта де Тюренна, герцога Буйонского.
Причина была пустячная — де Бюсси не понравился штандарт виконта.
Лишь вмешательство Франсуа-Эркюля не позволило состояться кровопролитию.
Из лагеря де Бюсси чуть ли не ежедневно строчил письма в Париж — в основном своим друзьям и многочисленным возлюбленным. В одном из писем Луи описал любовную победу над знаменитой красавицей Франсуазой де Меридор, супругой графа Шарля де Монсоро, главного ловчего короля Генриха.
Письмо попало в руки Генриха III, который даже не подумал выручать своего бывшего камердинера. Генрих передал письмо Шарлю де Монсоро.
Супруг Франсуазы был в ярости. Шарль усадил жену за стол и заставил ее под диктовку написать де Бюсси любовную записку, назначить свидание.
19 августа 1579 года ничего не подозревавший Луи, сгорая от нетерпения, прибыл на встречу с возлюбленной, проник в дом де Монсоро через окно. Здесь его уже поджидал Шарль.
Люди графа бросились на де Бюсси. Опытный дуэлянт быстро уложил четверых, но в пылу драки сломал шпагу и, спасаясь, кинулся к окну. Шарль де Монсоро не дал уйти обидчику. Удар кинжалом — и жизнь молодого бретёра завершилась в возрасте 30 лет.
Де Монсоро не стал скрывать, что именно он убил де Бюсси. Граф заявил, что Луи был вором, проникшим в его замок, и оставлять его в живых он не собирался.
Шарль был готов к поединкам с родственниками де Бюсси, в частности, с его младшим братом Жоржем де Маневиллем. Однако никто не пожелал мстить за бретёра и распутника, а в обществе смерть Луи встретили восторженно.
Граф и графиня де Монсоро, несмотря на скандал, продолжили жить вместе. Брак этот продолжался еще сорок лет и, по отзывам современников, был совершенно счастливым.
Через много лет романтическая история Франсуазы де Меридор и Луи де Клермона, барона де Бюсси д’Амбуаза вдохновила знаменитого писателя Александра Дюма на написание романа «Графиня де Монсоро». Именно Дюма «присвоил» Луи титул графа, коим он никогда в своей жизни не обладал.
Писатель, как водится, приукрасил образ Луи, сделал его образцовым дворянином, для которого честь дамы — не пустой звук.