От неё пахло духами другой женщины. И волосы она красила, как та. Другая. Она родилась светлейшей княжной, была дочерью императора Александра II, а проигрывала безродной итальянской певице… Поймав взгляд мужа, Екатерина нежно улыбнулась. А он, с трудом сфокусировав взгляд, снова произнёс: «На тебя и смотреть не хочу».
Кате было два с половиной года, когда погиб её отец. Что она могла рассказать о нем? Практически, ничего. Лишь то, что сообщила мать, знакомые и старшие дети. Родители Кати были венчаны: император Александр Второй и княжна Долгорукова.
Однако этот союз считался неравным, морганатическим, а ещё он безмерно раздражал большую часть императорской семьи. Понимая, что после смерти государя на ней и детях непременно отыграются, светлейшая княгиня Юрьевская (так официально называлась вторая жена императора) отбыла за границу.
У Кати были тонкие черты лица, большие бархатные выразительные глаза и ещё прекрасный голос! Она рано стала учиться петь и играть на музыкальных инструментах, и учителя всегда хвалили её. Уверяли: если Катя захочет развивать свои навыки и дальше, из неё может получиться замечательная артистка.
Княгиня Юрьевская презрительно отмахивались от подобных предложений. Она воспитывала дочь императора не для каких-то сомнительных выступлений. Княжны не пляшут на сцене…
— А вы похожи на неё. – Однажды в Ницце сказал ей кто-то из знакомых.
— Бог мой, на кого? – Рассмеялась Катя.
— На певицу, Лину Кавальери. Её фотографии теперь буквально везде!
Увидев снимки Лины, Катя задумалась. И в самом деле, между ними было что-то общее. Лина, конечно, выглядела более томной, более яркой. Она умела подать себя и совершенно не смущалась носить такие открытые платья, которые княжне показались бы чересчур смелыми.
В тот момент Катя выкинула Лину из головы, даже не подозревая, какую роль эта роковая женщина сыграет в её жизни.
В то же самое время Лина находилась в России: ей предложили контракт, который потом успешно продлили. Не обладая колоссальными вокальными данными, Кавальери, тем не менее, сумела понравиться публике. В первую очередь, её возносили за красоту. И громче всех – князь Александр Барятинский.
Он был наследником огромного состояния, и со временем мог приумножить наследство – бабушка обещала завещать ему изрядную часть своих денег. Но та же самая бабушка выступила категорически против «этой женщины». На Лину можно было любоваться. Ей можно было посвящать стихи и даже дарить ей украшения, но только не жениться!
— Князь Барятинский поведет под венец только девушку равного положения. – Таким было резюме семьи. – В противном случае, вы лишитесь всего.
Барятинскому пришлось отказаться от Лины – семья сумела надавить на нужные рычаги. Итальянская звезда упорхнула в Европу, и Александр, по-прежнему влюбленный в неё, отправился путешествовать, чтобы залечить душевные раны.
Уверяли, что он не воздержан в напитках, что много времени проводит за карточным столом… Зато княжеская семья была спокойна: Александр не опорочил их род с какой-то итальянкой!
Перемещаясь из города в город, Барятинский встретился с Катей, подметив то, что прежде замечали и другие – между этими молодыми красавицами несомненно было что-то общее! Не имея возможности держать подле себя оригинал, Александр согласился на подделку.
Ухаживания были самыми изысканными и принимались с большим удовольствием. Княгиня Юрьевская была рада вниманию Александра к своей дочери. Барятинские – со своей стороны – были не прочь породниться с императорской династией. Пусть даже с такой её веткой!
Им предвещали блестящий брак. Молодость, красота, богатство – всё это имелось в наличии. Ни малейшего облачка на горизонте. Но отчего же во время венчания невеста выглядела такой серьёзной? И почему жених был мрачнее тучи?
Перед самой свадьбой они повздорили. Барятинский начал говорить о Лине Кавальери и с таким чувством, что невеста позволила себе иронично заметить:
— Словно вы ведете под венец не меня, а её!
— Ах, если бы её…
Она посчитала это неудачной шуткой. Но и после свадьбы князь выглядел влюблённым… не в свою жену. У него имелось несколько миниатюрных портретов Лины, с которыми Барятинский не расставался.
И тогда она пошла ва-банк. Новоявленная княгиня Барятинская покрасила волосы в чёрный цвет и сделала такую же прическу, как у Лины. Муж пришёл в восторг. В тот день он не сводил глаз с жены, и они весело смеялись, прогуливаясь по набережной Ниццы.
А потом князь отвел жену к модистке, и буквально умолял её примерить несколько новых нарядов… Они делали Катю до того похожей на Лину, что она сама пугалась своего отражения в зеркале!
Дошло до того, что ей были куплены те же самые духи… Кате не нравился этот запах, чересчур резкий, на её взгляд. Но она и тут не стала сопротивляться. Жизнь с двойником на какой-то момент вполне устраивала князя.
А потом Барятинский снова затосковал. Он наряжал Катю, словно куклу, и остро чувствовал, что это лишь отблеск Лины. Ему не хватало её обворожительного смеха, её шуток, её тепла. Одна женщина никак не могла заменить другую! Даже столь интересная, миловидная и талантливая, как Катя.
Беда была в том, что Катя любила своего мужа. И первое время поддерживала эту странную игру в Лину. Она копировала соперницу, в надежде, что Александр станет ей ближе. Но когда в их окружении оказалась настоящая Кавальери, поняла, что проиграла.
Живая Лина, находящаяся на расстоянии вытянутой руки, манила Барятинского намного больше! О, она умела очаровывать и держать на коротком поводке…
Катя наступила на горло собственной песне, и позволила себе подружиться с Линой. Приглашала её в свою ложу в театре, выезжала на прогулку. Когда Барятинские поехали в Рим, то Лина отправилась за ними, и даже жила в одном отеле…
Катя мучилась от ревности, но ей казалось, что так будет лучше. Несчастный двойник всё ещё пытался перещеголять оригинал.
Однажды Александр вернулся домой под утро. Катя плакала, она только что произвела на свет их первого мальчика, Андрея. Глядя на жену, Барятинский тихо и отчетливо произнес:
— На тебя и смотреть не хочу.
Спустя месяцы они помирились, у них родился ещё один ребёнок… Но для Александра все равно существовала только одна женщина – Лина. Теперь было бесполезно даже предполагать, что когда-нибудь будет иначе. Катя смирилась. У неё не осталось сил бороться за этот брак.
Но небеса сами освободили её. В 1910 году князь Барятинский скончался от менингита во Флоренции. Катя остро переживала его смерть, корила себя, что в последние месяцы находилась вдалеке. Но теперь ей не нужно было прикидываться Линой. А кем была она сама? Она и не знала…
Забрав детей, Катя вернулась в Россию и поселилась в роскошном имении Марьино, принадлежавшее князьям. На лето она уезжала в Крым, где и познакомилась со своим вторым мужем – князем Оболенским. После шести лет вдовства и практически никогда не побывав в настоящем браке, Катя подумала, что вот оно – счастье!
Она заблуждалась. Это стало очевидно, когда пришла революция и Катя потеряла всё. Богатая княгиня Барятинская была интересна Оболенскому. Нищая эмигрантка, которая принялась выступать в кабачках, чтобы свести концы с концами – нет.
Развод был оформлен в 1923-м, и позже Оболенский схватил удачу за хвост, женившись на Элис Астор из состоятельной американской семьи…
Теперь она была Линой. Снова! Но она же и была Катей. Княгиня пела, ей аплодировали, причем совершенно искренне. Когда-то девочке пообещали, что у нее может сложиться карьера – так оно и вышло. Голос, умение держаться, природный артистизм позволили Кате не просто выжить, но и неплохо устроиться в жизни.
Она купила дом в графстве Хэмпшир. Английская королева назначила пенсию княгине Барятинской-Оболенской, а когда и Мария Текская покинула этот мир, Катя жила на то, что ей удалось скопить уже в эмиграции. Продавала драгоценности, поменяла дом на меньший по размеру.
Катя пережила старшего сына, который скончался в Ливии в 1944-м. Младший, Александр Барятинский, прожил долгую жизнь и окончил свои дни в штате Орегон в 1992-м году. У него не осталось потомства.
Та, которую всю жизнь сравнивали с Линой Кавальери, покинула этот мир в 1959-м. На пятнадцать лет позже, чем ее «двойник», так отравлявший ей существование.