И перед младшею столицей померкла старая Москва, как перед новою царицей порфироносная вдова. (А. С. Пушкин)
Порфироносная, порфирородный… О чем это наш классик?
Немного древностей для понимания
В императорском дворце Константинополя целый зал был отделан благородным темно-красным (багряным) камнем — порфиром. Такой цвет был в чести у правителей Рима и Византии, считался символом власти. А зал этот так и назывался «Порфира», здесь в присутствии врачей и свидетелей (!) рожали жены императоров.
Процедура не из приятных, но именно таких детей и называли порфирородными (или багрянородными) — то есть рожденных уже во время правления их родителей. Их легитимность далее ни у кого не вызывала сомнений и даже имела сакральный смысл — как наследников Помазанника Божьего.
Формально младшие порфирородные дети имели более высокий статус, но отнюдь не всегда получали какие-то преимущества в престолонаследии, их обычно отдавали первенцу. В истории России был один спорный момент, когда это могло сыграть свою роль.
Порфирородный Михаил Павлович (1798-1849)
Когда скончался Александр I, который не имел законных наследников, власть должна была перейти к его брату Константину, второму сыну Павла I. Но он отрекся от престола в пользу следующего по старшинству Николая, а тот власти не очень-то и хотел.
Образовалась некоторая заминка, когда никто не хотел править. Рассматривали даже вариант коронации четвертого брата Михаила Павловича, именно он был порфирородным сыном Павла I. В итоге на престол все-таки взошел Николай I, а Михаил до конца жизни оставался его правой рукой.
Эта история спровоцировала декабристское восстание, но вряд ли статус наследника тогда решил бы давно накопившиеся проблемы самодержавия.
Порфирородный Сергей Александрович (1857-1905)
Порфирородным также был пятый сын Александра II, рожденный через несколько месяцев после его коронации. С именем Великого князя Сергея Александровича, Московского генерал-губернатора, народная молва связывала трагедию на Ходынском поле, произошедшую в дни торжеств по случаю коронации его племянника Николая II.
Он также был оппонентом революционного движения и погиб в 1905 году в результате теракта на глазах у своей супруги Елизаветы Федоровны. Вскоре после этого она продала все свои драгоценности и основала Марфо-Мариинскую обитель. Сделала много добрых дел, за что ее называли Белым ангелом Москвы.
Много позже она была причислена к лику православных святых. Кстати, была родной сестрой Александры Федоровны, жены последнего российского императора.
Порфирородные наследники Николая II
А вот наследники Николая II все были порфирородными. Это, пожалуй, уникальный случай в нашей истории.