Евгений Самойлов потерял многих близких людей в годы Великой Отечественной войны, да и сам чудом выжил, ведь у него не было ни продуктов питания, ни нормального жилья.
Возможно, за все эти страдания судьба и наградила его большой популярностью, крупными ролями, женой, которой он полностью доверял, и которую любил до самого конца своей жизни, и талантливыми детьми. В зрелые годы Самойлов получил всё, о чём мог лишь мечтать в молодости.
Единственное, что не давало ему покоя — это постоянные склоки и ссоры детей, которые никак не могли найти общий язык друг с другом и отказывались называть себя родственниками.
Евгений Самойлов был тесно связан с актёрской деятельностью с детства. По выходным он ходил вместе с отцом в Александрийский театр, а в будние дни, после школьных занятий, обучался в частной актёрской юношеской студии под руководством артиста Николая Ходотова.
И всё же, становиться актёром он не собирался. Вернее, он очень хотел выступать в настоящем театре, но боялся, что родители, привыкшие зарабатывать деньги тяжелым трудом, не примут его выбор.
Можно уверенно сказать, что актёром он так бы и не стал, если бы лучший друг не позвал его в Ленинградский художественный политехникум для того, чтобы показать на вступительных экзаменах парный номер.
Когда парни закончили выступление, члены приёмной комиссии посовещались и сказали: «Оба приняты». Евгению оставалось только принести документы, но он, как и прежде, боялся расстроить родителей.
А боялся он зря, ведь когда он пришёл домой и обо всём рассказал семье — родные его поддержали. «Это же такой уникальный шанс, сынок. Вдруг знаменитым актёром станешь!» — так Евгений Самойлов вспоминал в мемуарах слова своего отца.
Начиная с 1930-ого года, Евгений Самойлов начал выступать в составе театра актёрского мастерства, а вскоре он перешел в театр имени Мейерхольда. Играть в кино он наотрез отказывался, несмотря на то, что в те времена актёры считали, что приглашение на съёмки — это большая честь, ведь только самые лучшие и талантливые артисты попадали в фильмы.
Евгений Самойлов говорил, что истинный актёрский талант можно в полной мере раскрыть только на сцене перед живой публикой, а в кино без труда может сыграть любой проходимец. Однако в 1938 году его уволили из театра за «пропаганду, несоответствующую представлениям и принципам советского человека».
Дело в том, что актёр позволил себе раскритиковать руководство из-за того, что все постановки театра были однотипными, скучными и устаревшими.
Позже он скажет: «У нас столько великолепных писателей и сценаристов. Да возьми ты их творчество за основу — постановка будет выглядеть современной и свежей. Но нет, мы одну и ту же классику прогоняем, которая у всех поперек горла стоит».
После увольнения из театра, Самойлов впервые пришёл на съёмочную площадку. Пришлось забыть про свои принципы. Нужно же было как-то зарабатывать себе на жизнь. Да и к тому же у него не получилось бы отказаться от съёмок, ведь он был приглашен на главную роль в киноленте «Щорс» по приказу Иосифа Виссарионовича Сталина, который лично подбирал режиссёров и актёрский состав.
В итоге Евгений Самойлов ни капли не пожалел, что снялся в фильме. Оказалось, что съёмочный процесс довольно сложен и интересен. С этого момента его фильмография начала стремительно возрастать. Стоит сказать, что работа в кино спасла актёру жизнь в годы войны. В 1941 году он уехал из Ленинграда в Москву, чтобы сняться в кинокартине «Сердца четырех».
Вскоре Самойлов узнал, что его родной город был взят немцами в блокаду. Он долго пытался попасть домой, переживая за жизнь своей семьи, но в блокадный город его не впустили. Кстати говоря, актёр пытался отправиться на передовую, чтобы помочь бойцам освободить Ленинград, но из-за хронической болезни сердца его не взяли в ряды армии.
Когда блокада была снята, Евгений Самойлов узнал, что его дом был уничтожен, а мама и отец погибли. Сложно представить, как бы он всё это пережил, если бы рядом с ним не было его жены Зинаиды Левиной, на которой он был женат с 1932 года.
Она поддерживала и мотивировала его, не давала опускать руки. У супругов больше не было жилья (до войны они жили в квартире родителей Самойлова), поэтому жена предложила ему поселиться в деревенском доме, в котором она росла. А этот дом был абсолютно пуст. Там не было ни мебели, ни посуды, да вообще ничего, кроме голых стен.
Евгений Самойлов рассказывал: «Мы складывали на пол всю нашу летнюю одежду, а укрывались зимними куртками. Не знаю, как выжили… Все доски обваливались, всюду сквозняки гуляли. Я тогда в театре Маяковского служил. Жену и детей с собой брал, чтобы погрелись и поели.
Спасибо Николаю Охлопкову (художественному руководителю) за то, что позволял бесплатно в буфете питаться. Очень его за душевную доброту ценю». В этом доме супруги прожили чуть больше года, а потом перебрались в съёмную квартиру на окраине Ленинграда.
В 1957 году Татьяна Самойлова, их дочка, ставшая очень востребованной актрисой, подарила родителям квартиру, которая досталась ей за съёмки в фильме «Летят журавли». В интервью она вспоминала: «У меня чудесные родители.
Они многое для меня делали и мне хотелось их отблагодарить. На свои первые деньги купила для них телевизор. После премьеры «Летят журавли» получила от правительства квартиру и тоже им отдала».
Евгений Самойлов обожал свою семью и сильно разочаровывался из-за того, что его дети враждуют между собой. Старшая дочка Таня быстро обрела всесоюзную славу и зрительскую любовь, а его младший сын Алексей, который тоже занялся актёрской деятельностью, не мог добиться и трети её успеха, и из-за этого сильно на неё злился.
Они ссорились, дрались, подставляли друг друга и отказывались называть себя родственниками. До конца жизни Евгений Самойлов пытался их помирить, но у него ничего не получалось. Особенно тяжело ему было в 1994 году, когда не стало его жены. Он нуждался в поддержке детей, а они редко его навещали, так как не хотели сталкиваться друг с другом.
После несчастья, актёр вышел на пенсию и перестал появляться на публике. Ему нужно было время на то, чтобы привыкнуть к жизни без любимой жены, с которой он провёл 62 года. Лишь спустя шесть лет Евгений Самойлов смирился с потерей, и снова начал играть в кино и театре (в двадцать первом веке он появился в картинах: «Спас под берёзами» и «Горе от ума»).
Артиста не стало в возрасте 93 лет, в 2006 году. Нужно сказать, что дети всё-таки помирились после его ухода. До 2014 года они довольно часто проводили вместе время, а потом Татьяны Самойловой тоже не стало.
Алексей, сын артиста, в 2015 году сказал: «Я всегда любил сестру, но мне не хватало мужества говорить ей об этом. Жаль, что наши отношения наладились так поздно. Отец этого не увидел. Он бы нами гордился».