«Варенька, душа моя, не горюй. Вот увидишь, не пройдет и недели, как князь будет молить тебя сделать ему счастье и стать его супругой!», — маменька прижимала к груди всхлипывающую девушку.
В том, что князь собирается сделать предложение сомнений не было. Об этом уже несколько месяцев судачил весь Петербург. А уж если не сделает, так ему же хуже будет…
Князь Куракин собственной персоной
Александр Куракин приходился внуком фельдмаршалу Степану Апраксину. Рано оставшись сиротой, мальчик воспитывался дипломатом Никитой Паниным вместе с будущим российским императором Павлом I. Цесаревич и Куракин стали лучшими друзьями.
Молодому человеку пророчили большое будущее — рано или поздно Павел станет императором, и, как водится, друга он точно не обидит.
Во время одной из заграничных поездок Куракин принимает масонство и принимает на себя гроссмейстерство русской провинциальной ложи. Через несколько лет с его легкой руки Павел I также становится масоном.
Екатерина, с недоверием относящаяся к всему масонскому, высылает Куракина из столицы, отправив его в Саратовскую губернию в село Борисоглебское.
В Санкт-Петербург князь смог вернуться лишь после смерти императрицы. Павел сполна компенсировал моральный ущерб друга, тут же назначив его вице-канцлером. Да и после убийства императора Куракин с легкостью продвигался по карьерной лестнице, сделав завидную дипломатическую карьеру.
Современники отзывались о князе, как о человеке недалекого ума, что не мешало ему все время находиться при дворе, лишь изредка и ненадолго попадая в опалу. По складу характера Куракин был эпикурейцем. Он любил роскошь, вкусную еду и женщин.
Никто не знает, сколько внебрачных детей оставил князь, говорят, что их количество может доходить до 70. За любовь к драгоценностям Куракин получил прозвище «бриллиантовый».
Князь придумал сервировку стола а-ля-рус, которая сегодня принята во многих странах. Она предполагает смену блюд, а не одновременное размещение их на столе, как до того делалось во Франции и, по ее примеру, в России.
Завидный жених
В 22 года Куракин задумался о женитьбе. Как водится, именитому жениху и невеста нужна соответствующая. Выбор пал на родовитую Варвару Шереметеву – по всем признакам завидная невеста. И знатная, и богатая, а то, что не красавица — не беда.
Пока весь свет судачил о предстоящей свадьбе, Куракин тихо ушел в тень, так и не сделав предложения. Кто-то счел, что князь был слишком молод и робок, что вряд ли соответствует истине, поскольку с крепостными девушками Куракин уже давно крутил любовь.
Однако, поговаривают, когда спустя полгода Варвара вышла замуж, князь локти кусал.
В следующий раз Куракин задумал женитьбу на Анастасии Дашковой – дочери ближайшей подруги Екатерины Великой. Красотой девушка в свои 14 лет не отличалась, зато с родословной и приданым все было в порядке.
Хоть в обществе такую партию не одобряли — уж слишком было очевидно, что жениха совсем не интересует невеста, а исключительно ее приданое и связи матушки, Екатерина Дашкова уже спала и видела, как выдает свою «горбатенькую» дочь за родовитого Куракина.
Жених согласен, матушка невесты — не против, и быть той свадьбе, да тетушка жениха вставила свое веское «нет!». Аграфена Александровна Куракина категорически запретила племяннику жениться на Дашковой-младшей, что, возможно, оказалось и к лучшему, поскольку у девушки оказался строптивый характер.
В третий раз Куракину пытались сосватать Елизавету Головкину – девушку из рода Шуваловых. Она была ровесницей потенциального жениха и в свои двадцать четыре все еще не была замужем.
Но на этот раз сама потенциальная невеста не пожелала идти замуж – не только за князя, но и вообще. К слову, она прожила долгую жизнь, так и умерев старой девой.
Шведская любовь князя Куракина
в 1776 году князь едет в дипломатическую поездку в Стокгольм. Там Куракин знакомится с Софьей Фрезен – девушкой знатного рода, которая могла бы стать женой наследника шведского престола, если бы не вспыхнувшая любовь к русскому князю.
Влюбленные обменивались письмами, полными пылких признаний. В последующем 39 писем Софьи, написанных князю, будут опубликованы. Что именно писал Куракин своей возлюбленной, неизвестно, переписка Софьи Фрезен не была опубликована, по крайней мере я нигде ее не встречала.
Почему не состоялся этот брак, так и осталось загадкой.
Последнее сватовство
В возрасте 53 лет Александр Куракин сделал последнюю попытку обзавестись семьей. Его избранницей стала Анна – дочь графа Алексея Орлова, бывшего участника дворцового переворота и победителя в Чесменской битве, то есть человека весьма авторитетного и заслуженного.
Несмотря на разницу в возрасте, невеста была младше князя на тридцать два года, Анна искренне желала стать супругой князя. Граф также настаивал на этом браке, но и в этот раз Куракин так и не решился сделать финальный шаг.
Возможно, его пугала молодость невесты, а, может быть, ему не хотелось делиться подробностями своей личной жизни, результатом которой стали внебрачные дети, коих он сделал дворянами.
Анна и Куракин долго переписывались, и в конце концов взаимные романтические чувства переросли в теплую дружбу.
Князь уехал в Париж, где сильно пострадал во время пожара, проявив героизм, спасая гостей, пришедших на венчание Наполеона Бонапарта. Это не прошло даром для его здоровья. Через пять лет князь Александр Куракин скончался, так и оставшись в памяти большинства вечным женихом.