— Ах ты, генеральская дочка! — возмущённо выпалил Коля. — Ты чего нос задираешь? Почему ты с нами себя высокомерно ведёшь?
— Чтооо?! — Жанна готова была лопнуть от негодования.
Жанна Болотова ничего не возразила Николаю Губенко. Её переполняло негодование из-за несправедливых слов Коли. Выскочила из-за стола и убежала с празднования дня рождения Ларисы Лужиной.
— Гад какой! — крутилось у неё в голове по дороге домой. — А ещё другом притворялся! Ну всё, Коля, больше я тебе слова не скажу!
Жанна и Николай вместе учились на актёрском отделении ВГИКа. Губенко был самым первым человеком, с которым она подружилась, приступив к занятиям, и надо же, глупая ссора развела их до конца учёбы, а за это время в жизни Болотовой много чего произошло.
Во ВГИК она пришла, уже имея за плечами великолепную роль в фильме «Дом, в котором я живу». На неё заглядывались студенты и из-за её известности, и из-за её юной нежной красоты.
— Маленькая, кукольная, с огромными глазами и фарфоровым личиком — одним словом, Мальвина из книжки про Буратино, — писал в мемуарах Андрей Кончаловский, учившийся на втором курсе режиссёрского отделения ВГИК. — И в то же время серьёзная, неприступная, очень взрослая для своих восемнадцати.
Кончаловский поспорил со своим другом художником Николаем Двигубским на бутылку, что пригласит девушку в их компанию золотой молодёжи, постоянно собирающуюся у него дома, и выиграл спор.
Кроме того, он приложил все усилия, чтобы понравиться будущей актрисе. Так у них возникли любовные отношения, про которые Андрей сказал: «Роман был поверхностный, с перерывами».
— Ты женишься на мне? — прямо спросила девушка через год.
— Я вообще не хочу жениться, — ответил Кончаловский, который развёлся со своей первой женой-балериной.
— Тогда приходи на нашу свадьбу с Колей Двигубским, — усмехнулась Жанна.
Спустя годы Болотова объясняла, что вышла замуж за человека, которого не любила, от страха. Девчонки-однокурсницы повыскакивали замуж, бегали счастливые, а она вдруг подумала: «Останусь старой девой!»
Двигубский всё вздыхал по ней, пока она встречалась с его другом, а когда понял, что Андрей к Жанне относится несерьёзно, принялся за ней ухаживать и звать замуж.
— А Губенко безумно переживал, — рассказывала актриса Лариса Лужина. — Он понимал, что внешне и в подмётки Двигубскому не годится. Но что касается личных качеств — можно поспорить.
Николай Губенко воспитывался в детском доме. Он родился 17 августа 1941 в Одессе, когда шла Великая отечественная война. Уже в 1942 стал сиротой, поскольку отец погиб на фронте, а мать повесили немцы за отказ сотрудничать с ними. У Жанны же была полная обеспеченная семья.
— Однажды Жанна пригласила всех институтских к себе домой, — вспоминала Лужина. — Это было что-то! Ещё бы, побывать в гостях у дочери дипломата — её папа был военным атташе в Чехословакии и долгое время провёл с семьёй за границей. Казалось, они живут в другом, ярком и недоступном для провинциалов мире.
Но Колю и Жанну, таких разных, тянуло друг к другу. Болотова страдала из-за своей ошибки, опрометчиво выскочив замуж за нелюбимого, а Губенко, не зная этого, старался забыть девушку, в которую влюбился, как только увидел, и крутил романы с другими.
— На последнем курсе во ВГИКе я ему сказала: «Коля, глупо так расставаться, давай мы с тобой помиримся, я тебя очень уважаю», — делилась воспоминаниями Болотова. — И Губенко понял, что мы миримся, так, как только он мог понять.
Повёл меня в своё общежитие. Надеялся, наверное, на нечто большее, чем рукопожатие. Я совершенно оторопела от этого натиска и уехала домой. Он год ходил под моими окнами.
Через год студенты бурно отпраздновали диплом в арбатском кафе вместе с руководителем курса Сергеем Герасимовым. А наутро пошли на первомайскую демонстрацию.
— Пришли только четверо, остальные так наотмечались, что не смогли. У меня была фотография оттуда, — улыбалась Жанна. — Даже на этом снимке видно, как нас с Губенко влечёт друг к другу. И противиться было невозможно. Мы ушли вместе с этого праздника — ко мне.
Роман между ними развивался тайно. Николая пригласили в театр на Таганке, поскольку в выпускном спектакле Губенко играл Гитлера, и исполнение было настолько запоминающимся, что начинающий актёр получил приглашение от Юрия Любимова.
Жанна довольно много снималась. Как-то Николай пожаловался Высоцкому на то, что надоело встречаться втихую, а Болотова боится обидеть своего мужа, объявив о разрыве.
Тогда Высоцкий придумал пустить слух, что Николай женится на Марианне Вертинской. И действительно, услышав новость, Жанна в тот же день объяснилась с Двигубским и переехала к Губенко.
Николай окончил ещё и режиссёрское отделение ВГИК. Жанна была уверена, что её избранник очень талантлив, а потому… не хотела спешить в ЗАГС! Пара зарегистрировала брак лишь через семь лет.
— У меня было своё убеждение: студентом он сейчас никому не нужен, а когда станет режиссёром, тут к нему выстроится очередь, — объясняла Болотова. — У режиссёров ведь первые красавицы добиваются внимания. И что же, я буду наблюдать это всё? Лет 7 мы жили просто так. А потом расписались.
Губенко действительно стал известным актёром и режиссёром и снял семь картин, в пяти из которых снималась Жанна: «Если хочешь быть счастливым» (1974), «Подранки (1976)», «Из жизни отдыхающих» (1980), «И жизнь, и слезы, и любовь» (1983), «Запретная зона» (1988).
Много лет спустя Николай скажет, что его союз с Жанной — огромная удача, везение. Он всегда советовался с ней, обсуждал сценарии и режиссуру. И хотя актрисы, конечно, пытались добиться его внимания, он смотрел на них только как на актрис. Его любимой женщиной была Жанна.
В 1989 году Николай, став министром культуры СССР, фильмы снимать перестал. К тому же в 1987—1991 годах он был главным режиссёром театра на Таганке. А Болотова после съёмок в «Запретной зоне» тоже ушла из кино.
Она объясняла это не тем, что её не приглашали. Два фактора повлияли на её решение. Во-первых, не предлагали хороших сценариев в перестроечное время. А, во-вторых, Жанна считала, что в её возрасте сил уже меньше, их просто не хватит на съёмки и нормальный домашний уют.
— Бросить Колю на произвол судьбы, чтобы он сам себе быт обеспечивал, я не могла, — рассказывала актриса. — А находить помощников по хозяйству не умела. Жила всегда по-советски: всё делать самой.
Я понимала, что должна выбрать что-то одно. А выбор у меня всегда был — Коля на первом месте. Коленька мой.
Министром Губенко пробыл недолго, в 1991 году распался Советский Союз. А в 1993 году из-за границы вернулся Юрий Любимов, для возвращения которого Николай приложил немало усилий.
— Когда актёры Таганки прочли, что существует проект о приватизации Таганки и сокращении труппы, собрались всё это обсудить. Коля встал и сказал Любимову: «Юрий Петрович, вы — лжец».
Дело в том, что Юрий Петрович жил у нас перед отъездом за границу. В последнюю ночь они сидели на кухне, и Любимов говорил: «Я всё брошу на Западе, откажусь от всех постановок, возвращусь на Таганку, и начнём работать», — объясняла Болотова.
— И вдруг актёры узнают, что ни от чего он не откажется, а хочет, чтобы Коля был у него как второй режиссёр, а он бы там режиссировал и на какое-то время сюда приезжал.
В 1993 году после раскола театра Губенко становится руководителем театра «Содружество актёров Таганки», разместившегося в новом здании. И ведь Николаю удалось создать новый театр ценой неимоверных усилий, взяв в труппу тех, кого Любимов выкинул на улицу.
Болотова вспоминала, что «Чайку» в «Содружестве» репетировали при свечах, были отключены свет и тепло, так как система коммуникаций была одна со зданием любимовской Таганки, а Любимов кричал, что и пальцем не пошевелит для «отщепенцев». Зрители на спектаклях сидели в зале в шубах.
Николая Николаевича не стало в 2020 году. Жанне Андреевне сейчас 82 года. Удивительно крепкий и счастливый брак у них был, что большая редкость в актёрской среде.
— У Коли отношение к работе было невероятным, он ни разу не вышел на сцену, выпив рюмку. Не пропустил ни одного спектакля. Я говорила: «Коля, давай просто поживём, как два старика, — дача, птички поют, цветочки», рассказывала Болотова.
— Но понимала, что для него это невозможно. Коля уходил со сцены всегда под аплодисменты, под крики «браво». Эта зрительская благодарность для него была выше всех наград. Это было его счастье. А счастьем моей жизни был такой Губенко.