«Убежища, я прошу убежища!» — шептала обессиленная женщина в надежде, что аббат сжалится. Она прижимала к груди дитя и едва держалась на ногах.
Платье ее было мокрым насквозь, а рыжие волосы выбились из под головного убора. Дама эта была вдовой, а родители мужа собирались отнять у нее сына, а саму выставить вон, обвинив в неверности.
«Не бойтесь, дочь моя, всякий сюда входящий и попросивший защиты, получит ее», -печально улыбался аббат. Имена тех, кто просил убежища записывались в специальную книгу, и отныне они считались недоступными для суда или наказания.
В стенах старинных аббатств и соборов нуждающиеся в убежище находили его. В церквях запрещено было обнажать оружие или проявлять силу, а значит здесь те, кто считал себя несправедливо обиженным или опасался гнева, мести или наказания, могли спрятаться и оставаться столько, сколько потребуется.
Правом убежища пользовались благородные дамы и их дети. Одной из таких дам была королева Англии Елизавета Вудвилл. Она дважды пользовалась правом убежища на территории Вестминстерского Аббаства.
Первый раз королева с дочерьми спряталась здесь, когда граф Уорик поднял мятеж против короля Эдуарда IV и восстановил на троне умалишённого короля Генриха Ланкастера. В монастырских стенах королева провела пять месяцев и родила сына, названного в честь отца Эдуардом и покинула их только когда ее муж с войском вошел в Лондон.
Второй раз Елизавета отправилась искать защиты в убежище через несколько дней после смерти своего мужа-короля, когда стало известно, что его брат Ричард Глостерский захватил ее сына, молодого короля Эдуарда V.
Опасаясь за жизни, свою и своих детей, которое вновь укрылась в Вестминстере. В этот раз она успела собраться и взяла с собой большое количество драгоценностей, теплой одежды и скарба.
На этот раз королева провела в убежище полтора года и согласилась покинуть его только после того, как король Ричард III принес публичную клятву, что ей и ее дочерям ничего не грозит. А вот сыновья королевы были к этому времени уже мертвы (о Принцах в Тауэре я напишу отдельно).
Но не всегда право убежища соблюдалось. И сам Эдуард IV, чья жена и дети сейчас искали защиты, однажды нарушил право убежища. После битвы при Тьюксбери солдаты ворвались в монастырь и силой вытаскивали оттуда изменников и простых людей, кто прятался в святых стенах.
Другим известным случаем, когда преступники нарушили церковное правило не доставать оружия, стал Заговор Паццы в Италии, когда во время Пасхальной службы на братьев Лоренцо и Джулиано Медичи напали заговорщики.
Лоренцо Великолепному удалось уцелеть, а вот его брат погиб, несмотря на то, что укрылся в ризнице и требовал убежища.
Но не только благородные аристократы искали убежища в монастырях.
Гораздо чаще теми, кто просил приюта и защиты, становились настоящие преступники, воры и даже убийцы. Пользуясь своим правом, они старались отсрочить приговор или вовсе укрыться от правосудия. Оставаться в убежище те, кому суд вынес приговор, могли не дольше сорока дней.
После этого они должны были сдаться властям или навсегда покинуть страну. В любом случае, для подобного сброда эти сорок дней были возможностью затеряться или придумать новый план. Но оставалась еще и опасность умереть от болезни, ведь жили они довольно тесно и часто случались эпидемии.
Искали убежища на территории монастырей и простые крестьяне. Частые набеги на деревни и феодальные войны заставляли их прятаться самим и прятать детей, чтобы уберечься от насилия и убийства.