В 1876 году Пётр Ильич Чайковский получил письмо от загадочной незнакомки. Та высказывала восхищение и признательность композитору за его талант. А ещё предложила материальную поддержку: только пусть он творит, не думая о деньгах и долгах.
Она — Надежда фон Мекк, самая богатая вдова Москвы, с которой Чайковский будет переписываться 14 лет. И между ними не случится ничего, кроме пары случайных встреч.
Надежды фон Мекк влюбилась в музыку ещё в детстве: её отец играл не виолончели. А от матери (племянницы князя Потёмкина) она унаследовала множество деловых качеств. В 17 лет Надежду выдали замуж за чиновника Карла фон Мекка.
Карл боготворил Надежду. Он считал, что добился успехов благодаря ей: женщина вникала во все дела супруга и помогала ему, так семья овладела миллионным состоянием. И это при том, что Надежда успела подарить мужу 11 детей. А потом Карла не стало: всё наследство досталось его супруге.
Фон Мекк принялась ловко управляться делами мужа по строительству железных дорог, но ей не хватало одного: какого-то возвышенного чувства, любви. Отдушину она находит в музыке: приглашает в свою усадьбу музыкантов, сама играет на рояле… Один знакомый поделился с Надеждой рассказом о скромном преподавателе Петре Чайковском.
Он, мол, очень талантлив. Но из-за огромных долгов вынужден преподавать в консерватории. А ведь мог бы посвящать всё время написанию новых произведений! Надежда тут же отправляет письмо Чайковскому, в котором сначала предлагает ему подработку, а затем — жалованье в 6 тысяч рублей.
«С вашею музыкою живётся легче и приятнее» — делится в душевном письме Надежда фон Мекк.
Фон Мекк было 45. В лице Чайковского она надеялась обрести личное счастье. Она не только начала выплачивать композитору жалованье, но и организовывала его концерты, отдых, поездки. И вдвойне странно, что при такой помощи и мечтах у фон Мекк и Чайковского не было ни единого свидания. И это за 14 лет общения!
Были 2 случайные встречи, во время которых они только переглядывались.
«Одно время я хотела познакомиться с вами. Но чем больше я очаровываюсь, тем больше боюсь встречи. Боюсь, что я не смогла бы даже с вами заговорить. Предпочитаю быть вдали от вас, слышать вас в вашей музыке…»
А потом Чайковский скоропалительно и импульсивно женился на бывшей студентке Антонине Милюковой. Композитор жаловался на свой опрометчивый поступок и говорил, что жена ему даже «неприятна», а фон Мекк переживала за него и места себе на находила.
Сам Чайковский на встрече с фон Мекк не настаивал, она, как мы уже поняли, — тем более. Переписка превратилась для них в способ излить душу. Конечно, до Надежды доходили слухи о том, что Чайковскому женщины не интересны, но она тешила себя странными иллюзиями. А однажды оборвала роман в письмах. Так же неожиданно, как начала.
Чайковскому пришло очередное письмо от Надежды фон Мекк. В нём меценатка сообщала: она больше не сможет помогать композитору финансово, ссылаясь на проблемы в семье. Чайковский пытался что-то разузнать о судьбе фон Мекк от знакомых, ведь больше она не отправляла ему нежных посланий.
В 1893 году Чайковский ушёл из жизни, а фон Мекк пережила его на несколько месяцев. По словам внучки состоятельной вдовы, её бабушка «жила в музыкальном сне» и обожала Чайковского не как мужчину, а как гения.