Анастасия Павловна Георгиевская – одна из легендарных актрис МХАТа, талантливая, яркая, настоящая.
— Я сыграла немало характерных ролей, но мечтой всей моей жизни было сыграть главную роль в постановке «Мать» Максима Горького, — призналась актриса в свой 70-летний юбилей.
Ее лучшие роли на театральной сцене – Наташа в «Трех сестрах» и Ксения в спектакле «Егор Булычов и другие». Постановки с участием актрисы многие годы собирали аншлаги.
На сцене Анастасия Георгиевская была успешной, признанной актрисой, но ее личная жизнь не сложилась – ни мужа, ни детей у нее не было, а скончалась Анастасия Павловна при загадочных обстоятельствах.
Она не знала своих родителей, потому что осталась круглой сиротой в три года, ее привезли на воспитание в Орловскую школу-коммуну, которая по факту была обычным детским домом. Ее день рождения – 7 ноября – на самом деле день, когда девочку привезли в приют, а год рождения назвал навскидку детский доктор.
— Я благодарна советской власти за то, что государство дало мне возможность из круглой сироты, беспризорницы стать известной актрисой. Вот за это я благодарна искренне, — говорила Анастасия Георгиевская.
Окончив семь классов, будущая актриса два года училась на токаря, когда ее направили в фабрично-заводское училище, потом работала на машиностроительном заводе, где увлеклась художественной самодеятельностью.
Свои первые роли Георгиевская сыграла на сцене молодежного любительского театра «Живая газета», который потом переименовали в Орловский ТЮЗ.
Потом актриса отправилась в Москву, где с первого раза поступила в ГИТИС. С дипломом Анастасию Павловну приняли в труппу МХАТа, где она прослужила 54 года. За время своей творческой карьеры актриса снималась в кино, работала на радио, озвучивала мультфильмы.
В кино Анастасия Георгиевская пришла в 37 лет, сыграв небольшую роль в историческом фильме 1951 года «Незабываемый 1919 год». Через год ей дали роль жены городничего Анны Андреевны в комедии «Ревизор», которая принесла ей известность и любовь зрителей.
Сама актриса, периодически снимаясь в кино, говорила, что главное для нее – театр. Зрители хорошо помнят роли актрисы в фильмах «Большая перемена», «Безумный день», «А если это любовь?», «Ошибка резидента», «Случай в аэропорту».
Театр стал для Анастасии Павловны и местом работы, и домом. В свою двухкомнатную квартиру она приходила только ночевать. У нее, воспитанницы детдома, не было семьи, которую ей заменили коллеги. Она посещала все репетиции, с годами стала доброй наставницей для молодых коллег.
В августе 1990 года Анастасия Георгиевская отдыхала на своей даче в Серебряном Бору, 28 числа худрук МХАТа Татьяна Доронина отправила за актрисой машину, чтобы привезти в Москву, так как на днях начинался новый театральный сезон.
Но 5 сентября 75-летняя Анастасия Павловна не пришла в театр, через день коллеги отправились к ней домой, однако двери им никто не открыл. Соседи говорили, что постоянно слышат за дверью шаги, но на звонки никто не отвечает. При этом, по вечерам на кухне периодически зажигался свет.
В милиции на просьбу коллег вскрыть дверь квартиры актрисы не откликнулись, поэтому пришлось просить постороннего человека залезть в жилье через балкон. Актрису нашли без признаков жизнь.
По квартире были раскиданы вещи и деньги, однако сотрудники органов правопорядка ничего криминального в смерти Анастасии Георгиевской не установили. Врачи заключили, что причиной смерти актрисы стала онкология, о которой никто в театре не слышал. Прощались с ней только ее коллеги, потому что семьи и друзей у Анастасии Павловны не было.