Она не снималась в кино уже много лет, но по-прежнему оставалась невероятно популярной. Однажды Народная артистка ССР предстала перед своими поклонниками в образе героини из фильма «Кубанские казаки» и только чудом избежала гибели в несчастном случае.
Ее спас, рискуя жизнью и здоровьем, молодой московский рабочий.
Кинозвезда наградила своего спасителя поцелуем на глазах тысяч зрителей, но потом даже не навестила искалеченного парня в больнице…
Начинающая актриса Марина Алексеевна Ладынина (1908-2003) в 1934 году вышла замуж за пока еще малоизвестного кинорежиссера Ивана Пырьева (1901-1968). Их тандем в сталинскую эпоху подарит советским зрителям популярные комедии, мелодрамы и военные фильмы:
«Богатая невеста» (1937), «Трактористы» (1939), «Любимая девушка» (1940), «Свинарка и пастух» (1941), «Секретарь райкома» (1942), «В 6 часов вечера после войны» (1944), «Сказание о земле Сибирской» (1947), «Кубанские казаки» (1949) и «Испытание верности» (1954).
Во всех картина мужа жена играла главные женские роли, а у других режиссеров практически не снималась. Развод с Пырьевым поставил крест на актерской карьере Марины Ладыниной.
Поговаривали, что всесильный экс-супруг не пускал свою бывшую в кино, но это не так. В предложениях о новых съемках не было отбоя, но перешагнувшая 45-летний рубеж актриса отказывалась играть возрастные роли. Решила навсегда остаться в памяти зрителей молодой и красивой.
Она не выходила на сцену, не снималась в кино, но не переставала встречаться со своими поклонниками.
В августе 1960 году в столице СССР проходил ежегодный, уже третий по счету, Московский день кино.
В течение недели московские киностудии проводили премьерные показы своих новых картин, устраивали творческие вечера с создателями фильмов, проводили в центральных парках мастер-классы по операторской работе и актерскому мастерству для всех желающих.
Апофеозом праздничных мероприятий стало грандиозное представление с участием всех главных кинозвезд страны под названием «Герои киноэкрана». Три вечера подряд на Центральном стадионе «Динамо». Среди выступающих знаменитостей на афишах значилась и 52-летняя Марина Ладынина.
Вечером в субботу 13 августа 1960 года москвичи и гости столицы, оказавшиеся на Ленинградском проспекте, увидели необычный кортеж. 30 представительских автомобилей с открытым верхом везли… героев любимых советских фильмов.
Зрителей приветствовали Григорий Мелехов из «Тихого Дона», Вероника из «Летят журавли», Андрей Соколов из «Судьба человека», председатель колхоза Галина Пересветова из «Кубанские казаки», маленький Сережа из одноименного фильма, только что (24 июля) взявшего главный приз на кинофестивале в Карловых Варах.
В образах любимых киногероев перед зрителями предстали не аниматоры (если говорить современным языком), а непосредственно исполнители главных ролей.
Актеры и актрисы первой величины. Петр Глебов «(Тихий Дон»), Татьяна Самойлова («Летят журавли»), Сергей Бондарчук («Судьба человека»), Марина Ладынина («Кубанские казаки») и юный Боря Бархатов («Сережа»), который по воспоминаниям очевидцев получил больше всего аплодисментов.
В 20-00 кавалькада машин въехала на стадион «Динамо», на котором в субботний вечер разместились 30 тысяч зрителей. Одновременно загудели разом 60 фанфар и включилась вся иллюминация. Именно переизбыток шума и света едва не будет стоить Марине Ладыниной жизни.
После обязательных речей от партийных чиновников, началось именно то, чего ждали тысячи счастливчиков, доставших билеты на шоу «Герои киноэкрана».
Кинопарад! Съемочные группы легендарных советских фильмов вновь соединились, чтобы воссоздать на арене сцены из любимых картин прошлого.
Первый круг почета по стадиону сделал автомобиль из фильма «Ленин в Октябре» (1939). Исполнитель главной роли Борис Щукин давно умер, и кто его заменял на представлении, выяснить не удалось. К сожалению, кинохроники мероприятия не сохранилось.
Между номерами звучали песни из любимых кинофильмов, среди исполнителей Марк Бернес, Владимир Трошин, Рашид Бейбутов и др.
Самой эффектной частью кинопредставления стали скачки с участием любимых актеров. Петр Глебов в образе Григория Мелехова во главе казачьего эскадрона промчался по стадиону, воспроизводя одну из батальных сцен «Тихого Дона».
Небольшая музыкальная пауза и следом на старт выходят две одноместные брички из «Кубанских казаков». В одной Марина Ладынина, в другой ее партнер по фильму Сергей Лукьянов.
Зрители неистово аплодируют, сейчас они увидят повторение сцены конных гонок, в которых Галина Пересветова на последних метрах поддалась своему визави. Может быть, на этот раз победит сильнейший?
Если в фильме герои наматывали круги на импровизированном ипподроме, то на стадионе «Динамо» артистам нужно было прокатиться всего четверть круга. По крайне мере, так планировалось…
Выстрел стартового пистолета и лошади под управлением Народных артистов устремились вперед. Зрители в едином порыве вскочили со своих мест, стадион заревел от восторга. Одновременно беговую дорожку осветили дополнительные софиты. И тут случилось непредвиденное.
Лошадь по кличке Гордая, которой управляла Марина Ладынина, испугалась и перестала слушаться седока. Галопом понеслась по беговой дорожке. Вот она делает первый круг, второй, третий…
Сергей Лукьянов на своей бричке беспомощно провожает взглядом коллегу. Зрители начинают понимать, что происходит что-то не то, и по воспоминаниям очевидцев в одно мгновение огромный стадион погружается в глухую зловещую тишину, которую разрывают стук копыт и треск колес.
Марина Алексеевна не издает ни звука. Она судорожно вцепилась в поводья, не зная как остановить взбесившуюся лошадь.
На глазах 30 тысяч человек Гордая несет беспомощную Народную артистку СССР по четвертому, пятому… седьмому кругу. Никто из организаторов и участников празднества не знает, что делать.
На поле выбегают несколько зрителей. Они образуют живую цепь на дорожке, в надежде остановить мчащуюся лошадь. Но кобыла летит на них нисколько не сбавляя темп. За секунды до столкновения мужчины рассыпаются в стороны. Ладынина уходит на восьмой круг.
И тут им путь преграждает молодой парень, только что сбежавший с одной из трибун. Он бесстрашно бросается на голову лошади. Но первая попытка окончилась неудачей. Кобыла отбросила бесстрашного героя, тот кубарем отлетел на несколько метров. Но не сдался.
Он перебегает поле, пока лошадь несется по беговой дорожке на свой девятый круг и вновь бросается на голову лошади. Ему удается вцепиться в гриву, повиснуть на узде и заставить строптивую кобылу затормозить.
Ошарашенную актрису уводят в подтрибунное помещение, зрители не знают, как реагировать. Кто-то еще не отошел от шока, лишь немногие аплодирует неизвестному герою. А молодой человек просто скрывается в возникшей суматохе. Ведущий мероприятия объявляет музыкальную паузу.
Шоу продолжается, но зрителям уже не до других выступающих. Все на трибунах спрашивают друг у друга, а потом начинают кричать в сторону ведущих:
— Кто этот парень? Что с Ладыниной?
Представление окончательно сорвано. Организаторы представления по старой отечественной привычке пытаются сделать вид, что ничего не случилось, но стадион начинает подозрительно опасно гудеть. И тогда ведущий объявляет:
— Товарищи, все закончилось благополучно! Сейчас наш герой вместе с Мариной Ладыниной совершат круг почета. Зовут его Сергей Романенко. Он маляр Московского завода имени Первого мая.
И на дорожку выезжает лимузин, украшенный цветами. На заднем сиденье вместе улыбающаяся актриса и ее спаситель, явно чувствующий себя не в своей тарелке. Стадион обрушивает на молодого человека поток оваций, а он стесняется еще больше.
Расчувствовавшаяся Марина Алексеевна на глазах десятков тысяч зрителей целует молодого человека, годящегося ей в сыновья.
Тогда зрители еще не понимают, что Сергея мучает дикая боль, но ему нужно показать, что все закончилось благополучно.
Представление «Герои киноэкрана» завершилось массовым исполнением песни «Подмосковные вечера». О подвиге 26-летнего рабочего Сергея Романенко на следующий день написали все центральные газеты. И благополучно забыли про героя.
Молодой человек совершил героический, но никак не безрассудный поступок. Он 6 лет отработал на конной ферме возчиком. О том, как останавливать несущуюся неуправляемую лошадь он знал, но только теоретически.
Ранее так никогда не делал, даже не видел подобное вживую. Но, чтобы спасти человека от неминуемой гибели или инвалидности, не испугался и рискнул своим здоровьем и своей жизнью.
В декабре того же 1960 года газета «Комсомольская правда» публикует критическую статью «После поцелуя». Оказывается, что Сергея увезла со стадиона «скорая помощь». У него тяжелая травма позвоночника.
Он долго лежал в больнице, а сейчас, спустя 4 месяца восстанавливается дома. Тяжелые работы выполнять не может, нуждается в санаторном лечении.
Чиновники, организовавшие День Московского кино, навестили героя в больнице, вручили ему новый костюм, взамен порванного при остановке лошади, и больше не интересовались его судьбой. Марина Ладынина вообще ни разу не навестила своего спасителя. Лишь передала ему через знакомых памятный подарок.
Как пишет Федор Раззаков, известный биограф звезд советской эпохи, после статьи в «Комсомолке» устыженная Народная артистка СССР все-таки навестила травмированного Сергея Романенко. Как сложилась дальнейшая судьба героя, газеты уже не писали.
Кстати, повтор представления «Герои киноэкрана» состоялся на стадионе «Динамо» 14 и 15 августа. Интересно, Марина Ладынина рискнула на следующий день снова сесть в бричку?