Ей хотелось, чтобы Переверзев стал расспрашивать про дочь, которой к тому времени уже исполнился 21 год. Но он был уже в таком плохом состоянии, что едва смог открыть глаза.
Здравствуй, Ваня, — присела Алла к нему на краешек кровати.
Прощай,- прошептал он.
Она помолчала с ним еще минут двадцать. Потом нежно провела по его руке. Попрощалась и вышла.
А через несколько дней его не стало…
Детство и первые шаги во взрослую жизнь
Алла Ларионова появилась на свет в Москве 19 февраля 1931 года. Родители будущего «ангела советской эпохи» Дмитрий Андреевич и Валентина Алексеевна познакомились в дивизии Котовского. Поженились, вскоре на свет появился сын Володя, а через несколько лет — дочь.
Когда девочке исполнилось семь лет, глава семейства встретил другую женщину и ушел к ней. Детей было решено разделить. Аллочка осталась с мамой, а брат с отцом.
Ларионова с детства была красавицей. Поэтому еще ребенком ее заметили представители съемочной группы, подбирающие кандидатуру для нового фильма. Однако строгая Валентина Алексеевна своего согласия на съемки не дала. Да и дочка мечтала стать только…дворником.
Но чему быть, того не миновать. В восьмом классе Аллу снова заприметили работники «Мосфильма» и пригласили сниматься в массовке. С тех пор в картотеке красовалась фотография юной артистки, и она нередко принимала участие в съемках.
Конечно же, вопрос о выборе профессии уже давно был решен. После школы девушка отправилась покорять театральные ВУЗы столицы.
Первые шаги во взрослую жизнь для выпускницы дались тяжело. В ГИТИСе приемную комиссию возглавлял режиссер Андрей Гончаров. И Алла, в прямом смысле потеряв дар речи от волнения, с треском провалилась. Затем девушка подала документы на актерский факультет ВГИКа. Но и здесь ее не торопились зачислять.
Сергея Герасимова, набиравшего студентов в свою мастерскую, не впечатлили данные абитуриентки. Хотя его жене Тамаре Макаровой Ларионова очень понравилась. А вот талант Николая Рыбникова, которым так щедро наградила его природа, режиссер оценил сразу. Приняв того на курс.
Узнав о своем провале, Аллочка выбежала на крыльцо института и горько разрыдалась. И тут кто-то нежно тронул ее за локоть:
Что случилось?
Повернув заплаканное лицо, девушка увидела смешного парнишку в коротеньких брючках и белоснежной, хоть и старенькой рубашке.
Я ему не понравилась,- заплакала она еще громче.
Как твоя фамилия? Постой тут, я сейчас,- выпалил он и кинулся прочь.
Молодой человек буквально ворвался в кабинет Герасимова:
Сергей Аполлинариевич, возьмите Ларионову вместо меня, а я к вам приду на следующий год, — крикнул он.
Чтооо?,- закричал тот. — А ну вооон отсюда. Заступничек… Что ты себе позволяешь?
Парень пулей выскочил из кабинета наставника и помчался разыскивать новую знакомую. К счастью, Алла все еще стояла на крыльце, утирая нос насквозь промокшим от слез платочком.
Послушай, ты только не плачь больше. Подумаешь, не поступила. Давай знакомиться. Я Коля. Николай Рыбников.
Вечером в доме Герасимова и Макаровой кипели нешуточные страсти.
Сережа, посмотри эту девочку еще раз. Я тебя очень прошу. Если хочешь, даже настаиваю,- уговаривала супруга Тамара Федоровна.- Вот увидишь, она тебя еще удивит.
Так Алла Ларионова стала студенткой знаменитого герасимовского курса ВГИКа.
Все перевернулось, когда Аллочка расцвела
Если бы Рыбникову однажды сказали, что он будет убиваться по Ларионовой, парень бы не поверил. Аллочка оценила его рыцарский порыв и, казалось, даже переживала к нему чувства. А вот сам Николай уже был влюблен, и очень сильно.
Клара Румянова отвечала ему взаимностью. Влюбленные строили планы и мечтали пожениться.
Молодой человек умел красиво ухаживать. Однажды, потратив всю стипендию, купил своей девушке золотые часы. Но они поссорились. Клара влепила Коле пощечину, и тот выбросил дорогой подарок в форточку. Этот реальный случай впоследствии был показан в картине «Девчата».
Поначалу Рыбников сильно переживал разрыв с Румяновой. А потом все перевернулось…
Пока они учились, Алла превратилась в настоящую красавицу. Её чувства к Николаю остыли, и она переключилась на однокурсника Вадима Захарченко, который пытался настойчиво ухаживать.
Рыбников старался всеми силами обратить на себя внимание девушки. То красиво ухаживал, то злился и бросал все свои романтические порывы, уходил в себя и пытался отвлечься от мучительного безответного чувства. Даже влюбленный Захарченко готов был добровольно отступиться от нее ради друга.
Боюсь, он может повеситься. И как я тогда буду жить? — жаловался он друзьям.
Оказалось, как в воду глядел: Рыбников попытался свести счеты с жизнью. К счастью, его спасли. А вот от Герасимова получил страшный нагоняй.
Что только Николай не делал, добиваясь расположения Ларионовой. Долгих
шесть лет забрасывал телеграммами, звонил, объяснялся в любви, писал письма, караулил у подъезда. Но ей было не до него. У Аллочки начались съемки, первый большой успех и новый роман. На этот раз с женатым актером Михаилом Кузнецовым.
А дальше в ее жизни произошло событие, которое позже назовут одним из самых драматичных в истории советского кинематографа…
Это успех
Еще студенткой Алла обратила на себя внимание режиссера-сказочника Александра Птушко. Он пригласил ангельски красивую актрису на главную роль Любавы в свою новую былину «Садко». Фильм вышел в 1952 году и произвел фурор не только в Советском Союзе, но и за рубежом.
Девушку в составе делегации отправили на Венецианский кинофестиваль. О ее красоте заговорил весь мир.
Сам Чарли Чаплин мечтал снимать ее в Голливуде. Многие зарубежные киностудии наперебой слали приглашения на съемки. Ларионова была польщена, но не знала, что ответить. А за нее уже все сказали чиновники от Госкино: эта артистка занята на двадцать лет вперед, и все роли расписаны. При этом сама она не знала, какое будущее ждет ее на родине.
Ждать пришлось недолго. Вскоре ее утвердили на главную роль в драме «Анна на шее». Режиссер Исидор Анненский, однажды увидевший Ларионову, никого больше не представлял в образе главной героини. Съемки для начинающей актрисы проходили сложно, но ей несказанно повезло с партнерами, среди которых оказались Михаил Жаров и Александр Вертинский.
Последний был утвержден на роль князя и поначалу относился к Аллочке иронично-снисходительно:
Зачем ты ее пригласил?, -спрашивал Вертинский Анненского. — Она красива, спору нет. Но в глазах легкомысленность. Вряд ли она вытянет такой тяжелый образ.
Но уже совсем скоро Александр Николаевич оценил и работоспособность молодой коллеги, и серьезное отношение к делу. Особенно лауреата Сталинской премии покорил эпизод, где Алла играла с котенком в постели. Он был не просто очарован, а поражен ее шармом и талантом.
Вечером того же дня в номер Ларионовой доставили огромную корзину с сиренью, а в ней записка от Вертинского:
Браво, Алла. Вы просто божественная женщина.
После завершения работы над картиной между актерами еще долго оставались трогательные дружеские отношения. А за Ларионовой окончательно закрепился титул самой красивой советской артистки. На фильмы с ее участием зрители приходили по нескольку раз. Поклонники не давали прохода.
Следом вышла «Двенадцатая ночь» по пьесе Шекспира, где она предстала в образе неприступной и гордой графини. И снова ее женская красота и обаяние стояли на первом плане.
Разумеется, после такого стремительного взлета, кроме воздыхателей у актрисы появились и завистники. В газете «Правда» появилась статья, «разоблачающая» разгульное поведение министра культуры Георгия Александрова и его любовниц, к числу которых приписывали и Ларионову.
На «Мосфильм» пришло постановление больше ее не снимать. Тут же многие режиссеры перестали замечать Аллу. От нее отвернулись коллеги и друзья.
В конце концов она решилась написать новому министру культуры письмо с просьбой разобраться в ситуации.
Травля наконец-то прекратилась, ее вновь стали приглашать на съемки. И даже отправили во Францию в составе кинематографической делегации. Сам Жерар Филип, на тот период звезда французского кино, открыто выражал ей свою симпатию.
Предательство
Сейчас мало кто вспомнит сюжет «Полесской легенды» с Ларионовой и Переверзевым в главных ролях. Но именно на съемках этой картины в 1956 году разыгралась настоящая драма, решившая совместную судьбу нашей героини и Николая Рыбникова.
Алла познакомилась с Иваном еще на съемках сказки «Садко». Через несколько лет между ними закрутился роман. Девушку не испугала слава ловеласа Переверзева. Ей казалось, что он испытывает к ней ответные чувства и ради нее изменится.
Вскоре актриса забеременела. Полагая, что дело идет к свадьбе, она с радостью делилась своим счастьем с подругами.
Слухи дошли и до Рыбникова. Узнав, что его любимая ждет ребенка от другого, молодой человек очень расстроился. Если раньше он еще надеялся, что она ответит ему взаимностью, то теперь шансов не было никаких. Но даже он не был готов к той развязке, которая наступила в Минске, где снимались Алла и Иван.
В разгар съемок Переверзев вдруг срочно сорвался и улетел в Москву. Несколько дней отсутствовал, а когда вернулся, будущая мама почувствовала холод в их отношениях.
Вань, что происходит?- взмолилась Алла.- Почему ты меня избегаешь? Ты стал чужим. Я больше не чувствую тебя. Скажи, что я должна еще сделать? Ведь я жду нашего ребенка.
Я не могу и не хочу больше тебя обманывать. Понимаешь, я люблю…любил тебя. Но в Москве меня ждет жена. Я женился, Алка,- опустив глаза, тихо выдавил из себя Иван.
А как же я?… Хотя знаешь… Иди ты к черту!
Уже вечером, собрав вещи, Алла переселилась в другой номер. Ей было больно, нестерпимо больно и обидно. Слезы душили. Немного успокоившись, она набрала номер жены своего брата, с которой была очень дружна.
Валюша, он меня бросил. Представляешь? Мне скоро рожать. Я осталась совсем одна…
Но на том конце провода так не думали. В тот же день Валя доложила все Рыбникову, который не переставал любить:
Коль, у нее с Переверзевым все кончено! Срочно лети к ней.
И он рванул. Уже на следующий день счастливый верный жених сбежал со съемок фильма «Высота» и помчался делать любимой женщине предложение. На его счастье актриса поняла, что Николай и есть ее судьба, и ответила согласием.
Счастливое время
2 января 1957 года их расписали, а в феврале Ларионова родила дочь Елену, которую позже стали называть Аленкой. Для Рыбникова наступили счастливейшие времена. Наконец-то у них с Лапусей, как он называл свою жену, — семья и ребенок.
Что говорили за спиной, их не волновало. Переверзева актриса навсегда вычеркнула из жизни. Да он и сам тоже не проявлялся. Встреч не искал, хотя, конечно же, знал, что Алена — его дочь.
Лишь много лет спустя он через друзей передал Алле, что просит ее приехать к нему в больницу. Она пришла. А через несколько дней его не стало. Получается, Иван звал попрощаться.
Ларионова и Рыбников были совершенно разные, но при этом дополняли друг друга. Николай оказался просто замечательным мужем и отцом, ради жены и дочери готовым на все.
Пять лет семья занимала комнату в родительской квартире артистки, а когда та родила вторую дочь Аришу, задумались о собственном жилье.
Супруги много работали, поэтому средств вполне хватило на шикарную кооперативную квартиру в доме кинематографистов рядом с метро «Аэропорт». Вместе с ними туда переехала и Валентина Алексеевна, которая после выхода на пенсию полностью посвятила себя воспитанию внучек.
Рыбников никогда не делал различий между дочками и одинаково любил обеих до беспамятства. Все бытовые вопросы он взял на себя. Его Королева должна была блистать, а не заниматься борщами и котлетами.
Простой парень из города Борисоглебска умел буквально все: отремонтировать обувь, приготовить вкуснейший плов, починить электрику. Он виртуозно лепил пельмени, готовил обеды и ужины, великолепно консервировал, стряпал, парил и запекал. Если же Николай был занят работой, то хозяйство вела Валентина Алексеевна.
Помимо прочего, Рыбников сдувал с любимой пылинки, баловал дорогими подарками — драгоценностями и нарядами. Когда супруга уезжала на съемки, звонил ей каждую свободную минуту.
Конечно, как и в любой семье, у них были размолвки и недопонимания, но никогда ссоры не доводили до драматического оборота. Наоборот, их чувства с каждым годом становились все сильней. Ласковое прозвище «Лапусик» не сходило с уст Рыбникова.
Алла же редко публично признавалась мужу в любви. Она была более сдержанной в своих чувствах. Но, несмотря на это, все знали, что ни триумф, ни мировое признание были ей неважны, как девочки и любимый Коля.
Артистка продолжала сниматься. Но на первый план режиссеры по-прежнему ставили только ее внешность. Она же хотела играть более глубоких персонажей, раскрывая их внутренний мир. И однажды такой случай предоставился.
В фильме «Дикий мед» ее героиня — военный корреспондент Варя, привлекла зрителей не своей красотой, а душевными качествами, добротой и непосредственностью.
Однажды в Италии, где она была на гастролях, пресса написала:
В светлых волосах Ларионовой — солнце Венеции!
Солнце было не только в ее волосах. Она сама была Настоящим Солнцем. И не только для своей семьи. У нее было много подруг. Особенно близкие отношения связывали с Нонной Мордюковой и Ларисой Лужиной.
Но их с Рыбниковым дом был открыт абсолютно для всех. Они любили принимать своих знаменитых соседей — Георгия Юматова и Музу Крепкогорскую, Сергея Бондарчука с Ириной Скобцевой. Компанейская Алла была дружна с актрисой Зоей Федоровой.
Ревность
Гостей принимать Рыбников любил и умел, а вот сам в гости ходил неохотно. Чаще всего Алла отправлялась развлекаться одна. Что порождало всякие слухи. Но Ларионовой никто не нужен был, кроме Коли! Он это знал, но все равно ревновал свою Лапусю.
Однажды супруги попали на светское мероприятие. Среди гостей оказались космонавты и сам Юрий Гагарин. Актер долго общался с героем, с восторгом расспрашивая его о космосе, а потом тот вдруг сказал:
Коля, как я люблю твою Аллу, отдай мне ее!
Юра, ты с ума сошел, как я могу тебе отдать свою жену, которую люблю. К тому же у нас двое детей,- насупился Рыбников.
Не имеет значения, — лихо ответил Гагарин.
Другому бы я сразу морду набил,- разозлился Рыбников не на шутку.
Ладно, ладно, извини Коля, — спохватился Юрий Алексеевич.
Говорят, Гагарину и правда очень нравилась Ларионова — и как актриса, и как женщина. Была ли это неудачная шутка или он говорил серьезно, никто тогда так и не понял. Но весь вечер Рыбников ходил чернее тучи.
Поклонников у его жены и правда было множество. Ею просто невозможно было не восхищаться. В кино ей частенько доводилось играть холодных красавиц, а в жизни она была совсем другой: доброй, светлой, очень веселой и заводной.
Трагедия
Уже в 70-е годы карьера Ларионовой и Рыбникова пошла на спад. Они часто ездили на гастроли, но в кино им уже не предлагали ярких и заметных работ. Аллу все чаще видели в образе «бывшей красавицы». А она все ждала своей главной роли, не подозревая, что та уже сыграна.
В 1988 году Николай Губенко пригласил ее в свою картину «Запретная зона». Это был последний серьезный выход кинодивы на экран. И если она еще как-то держалась, то Рыбников совсем сник, начал выпивать. Народный артист замкнулся и стал буквально угасать на глазах.
А 22 октября 1990 года случилась самая большая трагедия в жизни Аллы Дмитриевны. В тот день муж вернулся из бани, за ужином пропустил рюмочку и лег отдыхать. Актриса еще не спала, когда услышала страшный вой любимого пуделя Николая Николаевича.
Он ушел тихо, во сне, будто не желая беспокоить свою любимую, не дожив всего полтора месяца до своего 60-летнего юбилея.
Вдове предложили похоронить мужа на Новодевичьем кладбище. Именно там нашли свой последний приют многие народные артисты СССР. Но она настояла на Троекуровском.
Не хочу Новодевичье. Туда люди ходят на экскурсии. Уже не придешь и не поплачешь в спокойной обстановке. Хочу, чтобы меня никто не видел, и я могла приходить к Коле в любое время,- говорила вдова.
После смерти супруга актрису стали преследовать тревога и страх. Страстная любительница скорости и жизни совсем потеряла интерес к существованию. Заниматься домом Алла Дмитриевна так и не научилась. Котлеты, приготовленные заботливой соседкой, и чай с мармеладом – вот и все радости Ларионовой на закате жизни.
Постоянной болью стала ее младшая дочь Арина, которая попала в зависимость от алкоголя. Она не хотела работать, общалась с сомнительными людьми, шла на поводу у своих вредных привычек. Мать всегда была рядом, слепо ее любила, поддерживала и защищала, несмотря ни на что. Но не помогли ни любовь, ни поддержка, ни лечение.
Забегая вперед, скажу, что Арина пережила Аллу Дмитриевну всего на четыре года и умерла совсем молодой — в 43 года. А вот у Алены жизнь сложилась замечательно. Тридцать лет женщина проработала на телевидении, удачно вышла замуж.
Последние годы
В начале 90-х Ларионова впервые вышла на сцену. Спектакль Вячеслава Шалевича «Коварство, деньги и любовь» раскрыл ее как талантливую театральную актрису. Изначально в нем была задействована Людмила Целиковская, но той было уже тяжело исполнять роль, и она сама предложила вместо себя Аллу.
С этим спектаклем народная артистка объехала всю Россию и Европу, побывала и за океаном. И везде труппу принимали восторженно! А самое главное —работа спасла ее от депрессии, безденежья и чувства профессиональной невостребованности.
В феврале 2000-го Алла Дмитриевна торжественно отпраздновала свой день рождения в ресторане Дома кино. А уже в апреле отправилась на гастроли в Белгород, где очень плохо себя почувствовала. Придя в себя, она отказалась от госпитализации. А вскоре умерла так же тихо во сне, как и Коля.
Похоронили актрису на Троекуровском кладбище рядом с мужем, безмерная любовь которого стала самым бесценным подарком судьбы в ее жизни.