На рубеже 60-х годов Людмилу Марченко сравнивали с яркими иностранными звездами, пророча ей головокружительную карьеру в кинематографе. Ее поклонником был один из самых влиятельных людей советского кино. Но даже под протекцией такого человека она не смогла в полной мере реализовать себя.
Судьба постоянно испытывала ее на прочность, в начале лишив ролей, а затем красоты и простого женского счастья. Как могло случиться, что некогда многообещающая актриса с завораживающей внешностью под финал жизни потеряла все и ушла в забвении?
Отечественная «Одри Хепберн»
Людмила появилась на свет 20 июня 1940-го года в селе Архипо-Осиповка. После войны семья перебралась в столицу, где юная Люда познакомилась с театром и начала мечтать о карьере актрисы. Она была завсегдатаем всех школьных постановок, а перейдя в старшие классы поставила несколько самостоятельных спектаклей.
После школы она отправилась покорять театральные вузы, без труда преодолев отборочные туры в Щепкинском и Щукинском училищах. Во время экзаменов преподаватели отметили ее недостаточно сильный голос и посоветовали сделать выбор в пользу ВГИКа.
На втором курсе Марченко дебютировала в кино, сыграв небольшую роль комсомолки в картине «Добровольцы». На следующий год постановщик Лев Кулиджанов пригласил молодую актрису в свою ленту «Отчий дом», утвердив на роль Тани Скворцовой.
По сценарию ее героиня приезжает в деревню с целью отыскать настоящую мать. Людмиле удалось максимально убедительно передать необходимую гамму чувств. После премьеры фильма открытки с изображением юной актрисы разлетались за считанные мгновения? а зарубежные критики окрестили ее «русской Одри Хепберн».
Появление Ивана Пырьева
Тем временем режиссер Иван Пырьев готовился перенести на экраны повесть Достоевского «Белые ночи». Посмотрев «Отчий дом» он пришел к выводу, что нашел подходящую кандидатуру на роль Настеньки.
Знаменитый постановщик подтянул Марченко к проекту, даже не устраивая полноценных проб. Актриса хотела оправдать выданный аванс и вжилась в персонажа настолько, что начала избегать общения с окружающими и беспрерывно плакать.
Пырьев оказывал Людмиле всяческую помощь и поддержку. Однажды он решился пригласить ее в свою роскошную квартиру на Котельнической набережной, где проживал с супругой Мариной Ладыниной. Роскошные убранства в виде дорогостоящей мебели, антиквариата и богатого стола произвели на Марченко сильное впечатление.
Вскоре творческая забота превратилась в ухаживания. 60-летний постановщик заваливал студентку цветами и водил по лучшим московским ресторанам. Однако она не воспринимала именитого режиссера всерьез.
Роман с Олегом Стриженовым
На съемках «Белой ночи» Людмила познакомилась с Олегом Стриженовым и поддалась нахлынувшим чувствам. Ее не смутил даже целый ряд ни самых приятных обстоятельств: во-первых, своим романом она могла разгневать Пырьева, а во вторых Стриженов находился в гражданском браке и недавно стал отцом.
Вдобавок новоиспеченной парочке негде было уединиться. По иронии выход из положения предоставил сам Пырьев. Он не утратил надежды добиться расположения Марченко и вручил ей ключи от снятой квартиры.
«Она буквально сходила с ума по Стриженову. Только он не отличался такой же взаимностью. Олег не спешил бросать жену Марианну и рассказывать про отношения с Людой.
Он наговорил супруге, что поживет у приятеля, а сам проводил время у Люды на съемной квартире», — вспоминала ее сестра Галина Дорожкова.
Через полгода тайный роман подошел к концу, и все из-за внезапной беременности. Марченко выбрала карьеру и сделала подпольный аборт, который привел к печальным последствиям в виде невозможности иметь детей. Из тяжелой депрессии ее спасла работа над фильмом «До будущей весны», где она перевоплотилась в учительницу Веру Николаевну.
Пырьев не сдавался
Вскоре о бурном романе Марченко и Стриженова прознал Пырьев. После такой новости режиссер попал в больницу с диагнозом — инфаркт. Актриса чувствовала вину за случившееся, поэтому старалась его навещать, невольно давая повод на продолжение ухаживаний. И вот, поправив здоровье, Иван Александрович развелся с Мариной Ладыниной.
Бывшая супруга решила отплатить и отправила письмо в Центральный комитет партии. В итоге директора «Мосфильма» и одного из самых влиятельных людей кинематографа того времени обвинили в развращении.
Однако на все угрозы исключения из партии Пырьев отвечал, что влюблен в Марченко и хочет взять ее в жены. Его избранницу даже наградили прозвищем — «Пырченко». Людмила не осознавала всю серьезность ситуации и верила, что это просто шутки режиссера.
Пырьев продолжил добиваться расположения возлюбленной, которая не испытывала взаимной симпатии, но и не отказывалась от подарков. В характере Людмилы преобладала детская наивность и доверчивость.
Ей остро не хватало решимости покончить с ухаживаниями пожилого поклонника, который лишь усиливал напор и попытался добиться расположения родственников актрисы.
Несмотря на обещанные блага близких испугала колоссальная разница в возрасте. Но режиссер не унимался: он выбил возлюбленной квартиру, отвоевал место в советско-французской картине «Леон Гаррос ищет друга» и продолжил водить по ресторанам, на официальных банкетах представляя ее: «Знакомьтесь, это моя супруга, Людмила Марченко».
— «Напрямую спрашивала сестру, было ли у нее что-то с Пырьевым? Люда говорила: «Ничего не было!. Не могу я спать со стариком! Он мне не нравится, неприятен…» Иван Александрович правда был крикливым и экспансивным, а еще и больным, что наглядно отражалось на лице», — рассказывала Дорожкова.
Через год Марченко ошарашила окружающих своей внезапной свадьбой с Владимиром Вербенко. Узнав о помолвке Пырьев ворвался в квартиру возлюбленной и устроил погром, для начала выкинув одежду, привезенную им из заграницы, а затем и разрушив мебель.
В 1962-ом Людмила получила главную роль в фильме «Мой младший брат», съемки которого проходили на территории Эстонии. Однажды Владимир заявился на площадку и застал Люду в компании Пырьева, продолжившего романтическое преследование. Вербенко не выдержал и подал документы на развод. Брак не просуществовал даже года.
Несмотря на расставание Марченко переживала не долго, часто собирая у себя веселые компании, состоящие из именитых артистов. Однажды актер Владимир Гусев представил ее геологу Владимиру Березину.
В тот же вечер мужественный красавец покорил ее своим очарованием. Узнав о новом избраннике Пырьев не выдержал и запретил пускать актрису в «Дом кино» и на «Мосфильм». Вдобавок он настоятельно рекомендовал не давать ей ролей.
Так Марченко упустила возможную роль Нины в «Кавказской пленнице» и скатилась до работы над эпизодами. Единственным спасением были киностудии союзных республик, которые не подчинялись влиянию Пырьева.
Тем временем обретенное счастье с Березиным быстро дало трещину. Мужчина хотел детей, а Людмила не признавалась в бесплодии. Во время очередной экспедиции она узнала занимательную новость — оказывается ее сожитель был женат и растил ребенка. Валентин обещал подать на развод и сойтись официально.
Но после возвращения из экспедиции, наслушавшись историй о приставаниях Пырьева, Валентин напился и в пьяном угаре избил Людмилу, не оставив на лице живого места.
Травмы были настолько серьезными, что ее доставили в институт Склифосовского. Доктора сумели сохранить ей жизнь, но не красоту. Из больницы она вышла изуродованной практически до неузнаваемости. По неизвестной причине она продолжала покрывать сожителя, с которым рассталась лишь спустя несколько лет.
Новым мужем актрисы оказался администратор Москонцерта Виталий Войтенко. Мужчина пытался помочь и нашел пластического хирурга, который согласился убрать шрамы с лица. Однако проведенные операции принесли противоположный эффект.
От третьей Людмила предпочла отказаться. Впрочем, как и от творческих встреч, организованных Войтенко. В результате затяжной депрессии, сопровождаемой алкоголем, отношения были разрушены. Виталий устал ее поддерживать и ушел.
Четвертым и последним избранником актрисы стал художник-график Сергей Соколов. С его появлением жизнь Людмилы стала налаживаться. Он помог побороть алкогольную зависимость, часто возил в деревню, рисовал ее портреты.
Вскоре ее пригласили поработать на «Мосфильме». Так Марченко несколько раз сыграла у Эльдара Рязанова и получила место в Театре-студии киноактера. К сожалению из-за полученных травм Людмила постепенно теряла слух. В годы перестройки она стала ассистентом режиссера по подбору актеров, но в этой должности продержалась не долго.
Людмила вместе с мужем все больше времени начала проводить в деревне. Она занималась огородом, пока супруг рисовал обложки для книг. Идиллия разрушилась летом 1996-го года, когда у Соколова случился сердечный приступ.
Он 20 лет был рядом, помог выбраться из депрессии и внезапно умер прямо на руках Людмилы. После этой потери она оправиться не смогла.
Марченко вернулась в столичную квартиру и вскоре заболела гриппом. Вместо посещения врача или приема лекарств она окончательно закрылась в себе, не пуская даже родственников. В итоге болезнь взяла верх и 21 января 1997-го забрала ее жизнь. На момент смерти ей было всего 56 лет.
— «Какими для моей сестры выдались последние годы можно понять из ее дневника: «Я отдаю отчет, что жизнь — это божий дар. Но душа этого не слушает — мечется, томится».
Также Людмила заявила: «Ну и что мне дал этот кинематограф? Я с изуродованным лицом, без детей, денег… Лучше бы я стала воспитательницей в детском саду!», — рассказывала Дорожкова.