Как французская актриса с русскими корнями разбила сердце Кончаловскому, но стала женой великого композитора: Маша Мериль

У нас ее имя знают немногие. Наверное, имя дочери русских эмигрантов так и осталось бы в забвении на родине ее предков, если бы Андрей Кончаловский не упомянул о ней в своей книге как о женщине, разбившей ему сердце и вдохновившей на съемки фильма «Дворянское гнездо».

После этого интерес к ней возрос, и она дала несколько интервью, в которых рассказала свою версию романа с Кончаловским и о том, как стала женой композитора Мишеля Леграна через 50 лет после их знакомства.

Мария-Магдалина Гагарина происходила из русского княжеского рода. Ее отец, князь Владимир Гагарин, после эмиграции из России стал управляющим цитрусовыми плантациями в Марокко, где и появилась на свет в 1940 г. его дочь. Позже семья переехала во Францию. Мария окончила актерскую школу Шарля Дюллена, а потом на протяжении двух лет посещала курсы при актерской студии Ли Страсберга в Нью-Йорке.

Уже в 19 лет она начала сниматься в кино под псевдонимом Маша Мериль и работала с лучшими режиссерами – Роже Вадимом, Жаном-Люком Годаром, Луисом Бунюэлем и др. Она сыграла около 100 ролей в кино и десятки театральных ролей. Сама себя Маша считала француженкой с русским темпераментом, которой досталось двойное богатство – две культуры.

Одна тайна на двоих с Андреем Кончаловским

В 1967 г., в 27 лет, Маша Мериль отправилась в составе французской делегации на международный кинофестиваль в Москву. О том, что тогда у нее случился роман с Андреем Кончаловским, стало известно только после того, как режиссер выпустил автобиографическую книгу «Низкие истины», где одна из глав – «Княжна Гагарина» – была посвящена французской актрисе.

Кончаловский признавался: «Когда я увидел ее, у меня все внутри остановилось. Остановилось потому, что я был женат, у меня родился ребенок… Бывают такие отношения с женщиной, когда уже не владеешь собой от невыносимости чувства.

Боишься не только прикоснуться – боишься находиться рядом. Когда я узнал, что она русская дворянка, княжна Гагарина, мое падение в бездну еще более ускорилось. Было ощущение абсолютной обреченности».

Они провели вместе всего несколько дней, а через полтора месяца снова встретились в Праге. Маша многое говорила по-французски, он не все понимал. На прощание Кончаловский дал ей 6 открыток с репродукциями Ван Гога и попросил присылать ему их в начале каждого месяца. Он сказал, что если все они придут, он будет уверен в ее чувствах и расстанется с женой.

Уже после четвертой открытки Кончаловский признался жене, актрисе Наталье Аринбасаровой, в том, что полюбил другую женщину. А через месяц пришла пятая открытка, в которой Маша Мериль сообщила ему о том, что выходит замуж за итальянского продюсера.

Тогда Кончаловскому казалось, что мир рухнул. Внутри была пустота, он чувствовал себя несостоятельным и недостойным европейской звезды кино. С женой он тогда расстался, а позже женился на француженке Вивиан Годе.

После расставания с Машей Мериль Кончаловский написал сценарий «Дворянского гнезда», в котором все, по его словам, было пронизано тоской по ней. Одна из героинь получила имя княжны Гагариной. Режиссер признавался: «Все мучения Лаврецкого, все его мысли выросли из того, что я весь этот год чувствовал, думая о том, что там, в залитом светом Риме и Париже, ходит женщина, которую я боготворю и в которой я обманулся. Вся картина об этом – о том, где жить. Роман с Машей меня очень сильно обжег».

Через несколько лет они снова встретились, начали общаться уже по-дружески, работали вместе, Маша Мериль сыграла Аркадину в «Чайке». Но Кончаловский чувствовал, что между ними осталась какая-то недосказанность. И вскоре тайна раскрылась: актриса призналась ему, что ждала от него ребенка. Она в Праге сказала ему об этом по-французски, но он ничего не понял.

Из-за того, что он никак не отреагировал, Маша избавилась от ребенка на позднем сроке, из-за чего позже больше не смогла стать матерью.

А вот сама актриса рассказывала эту историю совсем по-другому. Она не сомневалась в том, что Кончаловский был в нее искренне влюблен, по при этом считала, что главной целью для него тогда было вырваться из СССР. Он мечтал жениться на иностранке и получить загранпаспорт, что он вскоре и сделал.

Эти намерения казались Маше «не очень чистыми». Она называла его одним из самых соблазнительных мужчин, но при этом совершенно «невозможным для жизни».

Однажды в интервью она сказала о нем так: «Я бежала от него. Это человек, с которым невозможно создать что бы то ни было! Он сам говорит: «Если я люблю одну женщину, это совсем не значит, что я не могу влюбиться в другую женщину». Это татар! Это монгол!.. Это тот тип мужчины, с которым женщина не может жить.

Он разрушил жизни всех женщин, которых знал! Он не интересуется женщинами! Ему абсолютно наплевать! Он любит только себя… Я уже тогда увидела, что это человек, который думает только о своей выгоде, только о себе самом. Он берет и уничтожает людей без малейших угрызений. Он их потребляет».

Не только актриса

Однажды в середине 1980-х гг. актриса снялась в фильме о писательнице, которая однажды пришла к ней во сне и сказала, что ей тоже пора начинать писать. Интерес к литературному творчеству у Маши Мериль появился уже давно, и она решила попробовать свои силы на этом поприще. С тех пор она выпустила около 30 книг – романов, эссе, мемуаров и документальной прозы, и сегодня во Франции ее представляют не только как актрису, но и как писательницу. Кроме того, Маша хорошо готовит, в том числе блюда русской кухни, и публикует книги о кулинарии.

В новом столетии Маша Мериль снималась мало – за последние 20 лет ее фильмография пополнилась всего шестью новыми фильмами. Актриса объясняла это тем, что современный кинематограф измельчал, превратился в индустрию, где доминируют коммерческие цели и незатейливая продукция. Режиссеры снимают фильмы для телевидения, похожие друг на друга.

В таком кино нет ни интересных сценариев, ни ролей, рассчитанных на актрис зрелого возраста. Поэтому настоящим искусством для нее остается только театр.

Ее называют крестной матерью фестиваля русского кино в Париже, где демонстрируют и культовые картины ХХ в., и современные фильмы. Маша Мериль сама занимается их подборкой и выбирает темы для смотра: «Когда русские смеются», «Когда русские плачут», «Когда русские любят». Единственное, что ее сегодня огорчает, – то, что российские режиссеры часто подражают западным и снимают кино по американским шаблонам.

Зрелая любовь

В одном из интервью актриса сказала: «Я с годами чувствую себя как женщина все более счастливой. И это состояние внутренней гармонии могу передать мужчине. Настоящая любовь возможна только с пятидесяти лет. До этого происходит строительство личности.

Я думаю, что чувства зрелой женщины глубже и полнее, чем чувства молоденькой девушки». И это не было голословным утверждением, ведь свое настоящее счастье Маша Мериль нашла только в зрелые годы.

Когда на кинофестивале в Бразилии она познакомилась с композитором Мишелем Леграном, ей было 24 года, а ему – 32. Он тогда был женат и растил двоих детей, она была помолвлена и готовилась к свадьбе. Чувства, которые между ними возникли, поставили их в тупик.

Тогда они решили, что не имеют права слушать сердце, и оборвали общение. Их следующая встреча состоялась, когда Маше Мериль было 74, а Мишелю Леграну – 82. И вдруг оказалось, что за прошедшие 50 лет их чувства никуда не исчезли.

Они поженились и провели вместе 5 лет, пока композитор не ушел из жизни. Об их любви она написала книгу «Мишель и я». Актриса говорила: «Произошло настоящее чудо… Мне захотелось поведать о нашем потрясающем романе и убедить людей в том, что в любовь надо верить в любом возрасте. Она остается главным стимулом в жизни – она сильнее, чем война, деньги, любые амбиции, карьера, профессиональные успехи.

Старости не надо стыдиться или бояться, она открывает новые неизвестные страницы. С годами мы в чем-то становимся лучше и интереснее… Благодаря нашей с Мишелем любви я теперь крепка, как скала. Несчастье меня не сломит».

Благодаря этому фильму и музыке, которая в нем прозвучала, имя композитора Мишеля Леграна узнал весь мир.

Источник

Оцените статью
Как французская актриса с русскими корнями разбила сердце Кончаловскому, но стала женой великого композитора: Маша Мериль
Была такая милая, а сейчас совсем другой человек: как изменилась звезда сериалов «Две судьбы» и «Бедная Настя» Анна Горшкова